Русская семиотика
В книге рассматривается предыстория возникновения русской семиотики, а также ее развитие в дореволюционный и советский периоды. Русская семиотика существенным образом повлияла на развитие семиотики мировой, в первую очередь – французской. Имена В. Проппа, М. Бахтина, Ю. Лотмана и многих-многих других исследователей оказывают существенное воздействие на формирование аппарата, выбор объектов и инструментарий семиотического анализа во всем мире. Все представленные персоналии анализируются в широком культурологическом контексте, их идеи и методы подаются в максимально цитатной форме, чтобы дать законченное представление о рассматриваемых подходах.
Библиография включает свыше 900 наименований.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ СЕМИОТИКИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕДЫСТОРИЯ СЕМИОТИКИ В РОССИИ
1.1. Интеллектуальный компонент
1.2. Теоретический компонент
1.2.1. А.Н.Веселовский
1.2.2. Н.В. Крушевский
1.2.3. А.А. Потебня
1.3. Системный компонент
1.3.1. А.А.Богданов
1.3.2. П.А.Сорокин
1.3.3. Н.Д.Кондратьев
1.3.4. В.М.Бехтерев
1.4. Православный компонент
1.5. Символический компонент
1.6. Театральный компонент
1.7. Творческий компонент
1.8. Государственный компонент
1.9. Цивилизационный компонент
1.10. Имперский компонент
1.11. Метакомпонент
ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРИЯ ДО 1917 ГОДА
2.1. В.Э.Мейерхольд о семиотике театра
2.2. Я.Линцбах о визуальной семиотике
2.3. Н.Н.Евреинов о театральности
2.4. Л.П.Якубинский и Е.Д.Поливанов о поэтическом языке
2.5. О.Э. Мандельштам о собеседнике
2.6. В.В.Розанов как семиотик-практик
2.7. М.О.Гершензон о дуалистических структурах
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Вводные замечания
3.1. Исторический подход
3.1.1. Петр Бицилли
3.1.2. Лев Карсавин
3.1.3. Вячеслав Иванов
3.2. Герменевтический подход
3.2.1. Густав Шпет
3.3. Религиозный подход
3.3.1. Павел Флоренский
3.3.2. Евгений Трубецкой
3.4. Театроведческий подход
3.4.1. Александр Кугель
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. НАЧАЛО ФОРМАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
4.1. Исходный контекст
4.2. Формальный метод в искусствознании
4.3. Формальный метод в музыкознании
4.4. Формалисты в литературе и жизни
ЧАСТЬ ВТОРАЯ РУССКАЯ И СОВЕТСКАЯ СЕМИОТИКА
ГЛАВА ПЯТАЯ. ФОРМАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Вводные замечания
5.1. Понятие “структуры” у Р. Якобсона
5.2. В.Шкловскнй и ОПОЯЗ
5.3. Б.Эйхенбаум
5.4. Ю.Тынянов
5.5. Другие представители (В. Жирмунский, Б. Томашевский, М. Петровский, Б. Ярхо, А. Реформатский, М. Григорьев, Г. Гуковский, Б. Энгельгардт)
Заключительные замечания
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ФУНКЦИОНАЛЬКО-ФОРМАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
6.1. В. Волькенштейн о конструктивной эстетике
6.2. В. Пропп о морфологии сказки
Заключительные замечания
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РИТОРИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕНИЕ
7.1. Вводные замечания
7.2. Виктор Виноградов
7.3. Виктор Гофман
7.4. “Визуальная риторика” Сергея Эйзенштейна
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Вводные замечания
8.1. Карнавализация и другие идеи М. Бахтина
8.2. Иные имена из круга М. Бахтина
8.2.1. Л. Пумпянский
8.2.2. А. Мейер
8.2.3. Николай Бахтин
8.3. О.М. Фрейденберг как исследователь архаического сознания
8.4. Г. Винокур о биографии
8.5. Л. Выготский об искусстве
8.6. Другие представители культурологического направления
8.6.1. П. Богатырев
8.6.2. А. Дживелегов
8.6.3. Б. Яворский
8.6.4. К. Эрберг
8.6.5. А. Горнфельд
8.6.6. С. Лурье
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. К. ЛОТМАН И ТАРТУСКО-МОСКОВСКАЯ ШКОЛА
Вводные замечания
9.1. Идеи и методы тартуско-московской “школы” семиотики
9.2. Семиотика поведения и другие идеи Ю.Лотмана
9.3. Другие представители школы
9.3.1. Б. Успенский
9.3.2. Вяч. Вс. Иванов
9.3.3. В. Топоров
Заключительные замечания
Литература
Об авторе
Специальность темы — не признак ее ненужности, или трудности; взрослому смешны доводы ребенка о трудности понимания правила деления; но и взрослый забывает: когда- то это правило представляло трудности для него. Из того, что ребенку необходимы усилия к усвоению того, чего практичность ему не ясна, не вытекает еще: долой правило деления!
Андрей Белый
Предисловие
Семиотика возникает и получает свое развитие именно в двадцатом столетии. Это связано с более сложным объектом, который она изучает. Семиотический объект, как правило, строится на пересечении нескольких кодов. То есть это более сложный объект, требующий более совершенного инструментария, который мог возникнуть только сегодня. Именно последнее время стало расцветом для наук междисциплинарного профиля, и семиотика относится к их числу.
Мы также рассматриваем в работе предшественников семиотической области науки. Мы постараемся ответить, почему именно данные направления и лица были отнесены к началу семиотического изучения. Ответ наш состоит в следующем: семиотика как междисциплинарная наука сориентирована на применение идей и методов, которые одновременно подходят для описания других объектов гуманитарной сферы. Перенос методов из одной гуманитарной науки в другую является поэтому весьма чутким указателем именно на семиотический подход. По этой причине формальный метод, в значительной мере построенный на лингвистическом инструментарии, представляет явление этого же ряда. Семиотика дает общие методы, но эти общие методы не вырастают из анализа абстрактных объектов. Они возникают при анализе конкретных объектов. Лишь затем мы можем совершить перенос того или иного инструментария в новую сферу, открывая тем самым иной уровень исследуемого объекта.
Мы включили в данную книгу материалы из нашей предыдущей книги по семиотике [573]. Теперь мы расширяем хронологические рамки прошлого исследования, включая больше известных фигур, чем это было в первой книге, которая рассматривала в определенной степени пролегомены истории русской семиотики.
Русская семиотика являлась практически единственной гуманитарной областью бывшего СССР, получившей мировую известность. Формальное литературоведение, В.Я. Пропп, М. М. Бахтин, потом тартуско-московская школа во главе с Ю.М. Лотманом всегда привлекали внимание исследователей. Мы же заглянем в более ранний срез этого явления, попытаемся обнаружить корни данной исследовательской парадигмы. Нашим объектом станет семиотика в еще не оформленном окончательно инструментарии, это скорее семиотические наблюдения ряда прозорливых ученых, чем законченные, завершенные концепции. Но тем важнее этот взгляд, который мы попытаемся сохранить на наших страницах, подавая в максимально цитатной форме. Новизна этого взгляда хорошо видна сегодня, когда он получил дальнейшее, более системное развитие, для современников же в ряде случаев это могло казаться просто еретическими мыслями. Книжку эту мы и посвящаем научным еретикам, из-под пера которых вышла не только семиотика, но и все остальное, что окружает нас в вербальной форме. Еретики получают свою известность только спустя определенное время, их никогда не признают современники. Тем существеннее их вклад, который удается сделать, лишь преодолев сопротивление среды. С точки зрения семиотики, это люди со своими голосами. Их принципиально не манит хор. Именно с такими людьми и знакомит данная книга.
Данное семиотическое направление анализировалось в таких работах [311, 324, 857, 768]. Последняя книга является принципиально новым качественным вариантом анализа формального направления. К сожалению, она вышла уже после завершения предлагаемой работы и не могла быть учтена в должной степени.
Семиотика, являясь в основе своей дисциплиной, которая только формируется, в некотором роде отторгает попытки своей собственной истории, ибо современники не могут увидеть того, что становится заметным последующим поколениям. Для нас таким периодом является время Юрия Лотмана, благодаря личности которого во многом удалось сохранить эту нить поколений, идущей от начала века до сегодняшнего дня. Но, как ни странно, именно этот последний период активно обрастает самоописаниями (например: [476, 862]).
Обратим также внимание и на то, что эти первые семиотические наблюдения не всегда были выражены в той научной форме, к которой мы привыкли сегодня. Но это было начало, и здесь важны эти первые ростки. Подобно тому как Серж Московичи вспоминает о романе Льва Толстого «Война и мир» в русском предисловии к переводу свой книги «Век толпы», анализирующей психологию масс [516]:
«Иногда меня спрашивают, внесли ли русские свой вклад в эту психологию. Без сомнения, можно назвать имя Бехтерева. По правде говоря, я мало о нем знаю. А вот “Войну и мир” вспомнить необходимо. Ее последние триста страниц представляют собой пламенную речь, утверждающую коллективную психологию, а весь роман — ее выражение. Противоположность, обнаруженная Львом Толстым между Кутузовым и Наполеоном, предвосхищает различие между лидером типа Моисея и тотемическим лидером, которое я пытаюсь показать в своей книге. Я впрочем уверен, что значимость явлений такого рода не ускользнула от внимания великих русских писателей и философов»
Семиотика родилась не сегодня. Давайте заглянем в тот период, когда она еще робко стучалась в храм науки. Лишь затем она становится там полноправной хозяйкой.
Добавить комментарий