Сергей Удовик

издатель, писатель, журналист, фотограф, аналитик

Русская семиотика

Автор: Г.Г. Почепцов
Язык издания: русский
Количество страниц: 768
Переплёт: твердый
Формат: 84х108 /32
Год издания: 2001
Издатель: Издательства «Ваклер», "Рефл-бук"
ISBN: 966-543-069-6
Тип издания: -

В книге рассматривается предыстория возникновения русской семиотики, а также ее развитие в дореволюционный и советский периоды. Русская семиотика существенным образом повлияла на развитие семиотики мировой, в первую очередь – французской. Имена В. Проппа, М. Бахтина, Ю. Лотмана и многих-многих других исследователей оказывают существенное воздействие на формирование аппарата, выбор объектов и инструментарий семиотического анализа во всем мире. Все представленные персоналии анализируются в широком культурологическом контексте, их идеи и методы подаются в максимально цитатной форме, чтобы дать законченное представление о рассматриваемых подходах.

Библиография включает свыше 900 наименований.
 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ СЕМИОТИКИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕДЫСТОРИЯ СЕМИОТИКИ В РОССИИ

1.1. Интеллектуальный компонент 
1.2. Теоретический компонент 
1.2.1. А.Н.Веселовский 
1.2.2. Н.В. Крушевский 
1.2.3. А.А. Потебня 
1.3. Системный компонент
1.3.1. А.А.Богданов
1.3.2. П.А.Сорокин
1.3.3. Н.Д.Кондратьев
1.3.4. В.М.Бехтерев 
1.4. Православный компонент
1.5. Символический компонент
1.6. Театральный компонент 
1.7. Творческий компонент
1.8. Государственный компонент
1.9. Цивилизационный компонент 
1.10. Имперский компонент
1.11. Метакомпонент

ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРИЯ ДО 1917 ГОДА

2.1. В.Э.Мейерхольд о семиотике театра 
2.2. Я.Линцбах о визуальной семиотике 
2.3. Н.Н.Евреинов о театральности 
2.4. Л.П.Якубинский и Е.Д.Поливанов о поэтическом языке     
2.5. О.Э. Мандельштам о собеседнике 
2.6. В.В.Розанов как семиотик-практик
2.7. М.О.Гершензон о дуалистических структурах 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Вводные замечания 
3.1. Исторический подход 
3.1.1. Петр Бицилли  
3.1.2. Лев Карсавин 
3.1.3. Вячеслав Иванов 
3.2. Герменевтический подход
3.2.1. Густав Шпет 
3.3. Религиозный подход
3.3.1. Павел Флоренский
3.3.2. Евгений Трубецкой 
3.4. Театроведческий подход
3.4.1. Александр Кугель

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. НАЧАЛО ФОРМАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

4.1. Исходный контекст
4.2. Формальный метод в искусствознании
4.3. Формальный метод в музыкознании
4.4. Формалисты в литературе и жизни 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ РУССКАЯ И СОВЕТСКАЯ СЕМИОТИКА

ГЛАВА ПЯТАЯ. ФОРМАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Вводные замечания
5.1. Понятие “структуры” у Р. Якобсона
5.2. В.Шкловскнй и ОПОЯЗ 
5.3. Б.Эйхенбаум
5.4. Ю.Тынянов
5.5. Другие представители (В. Жирмунский, Б. Томашевский, М. Петровский, Б. Ярхо, А. Реформатский, М. Григорьев, Г. Гуковский, Б. Энгельгардт) 
Заключительные замечания 

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ФУНКЦИОНАЛЬКО-ФОРМАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

6.1. В. Волькенштейн о конструктивной эстетике
6.2. В. Пропп о морфологии сказки
Заключительные замечания 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РИТОРИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕНИЕ

7.1. Вводные замечания
7.2. Виктор Виноградов
7.3. Виктор Гофман  
7.4. “Визуальная риторика” Сергея Эйзенштейна 

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Вводные замечания 
8.1. Карнавализация и другие идеи М. Бахтина
8.2. Иные имена из круга М. Бахтина
8.2.1. Л. Пумпянский
8.2.2. А. Мейер
8.2.3. Николай Бахтин 
8.3. О.М. Фрейденберг как исследователь архаического сознания
8.4. Г. Винокур о биографии
8.5. Л. Выготский об искусстве 
8.6. Другие представители культурологического направления
8.6.1. П. Богатырев
8.6.2. А. Дживелегов
8.6.3. Б. Яворский
8.6.4. К. Эрберг 
8.6.5. А. Горнфельд
8.6.6. С. Лурье 

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. К. ЛОТМАН И ТАРТУСКО-МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

Вводные замечания
9.1. Идеи и методы тартуско-московской “школы” семиотики
9.2. Семиотика поведения и другие идеи Ю.Лотмана
9.3. Другие представители школы
9.3.1. Б. Успенский
9.3.2. Вяч. Вс. Иванов
9.3.3. В. Топоров 

Заключительные замечания 
Литература 
Об авторе 


Специальность темы — не признак ее ненужности, или трудности; взрослому смешны доводы ребенка о трудности понимания правила деления; но и взрослый забывает: когда- то это правило представляло трудности для него. Из того, что ребенку необходимы усилия к усвоению того, чего практич­ность ему не ясна, не вытекает еще: долой правило деления!
Андрей Белый
 

Предисловие

Семиотика возникает и получает свое развитие именно в двадцатом столетии. Это связано с более сложным объек­том, который она изучает. Семиотический объект, как пра­вило, строится на пересечении нескольких кодов. То есть это более сложный объект, требующий более совершенного инструментария, который мог возникнуть только сегодня. Именно последнее время стало расцветом для наук междис­циплинарного профиля, и семиотика относится к их числу.

Мы также рассматриваем в работе предшественников семиотической области науки. Мы постараемся ответить, почему именно данные направления и лица были отнесены к началу семиотического изучения. Ответ наш состоит в следующем: семиотика как междисциплинарная наука сори­ентирована на применение идей и методов, которые однов­ременно подходят для описания других объектов гуманитар­ной сферы. Перенос методов из одной гуманитарной науки в другую является поэтому весьма чутким указателем имен­но на семиотический подход. По этой причине формальный метод, в значительной мере построенный на лингвистичес­ком инструментарии, представляет явление этого же ряда. Семиотика дает общие методы, но эти общие методы не вы­растают из анализа абстрактных объектов. Они возникают при анализе конкретных объектов. Лишь затем мы можем совершить перенос того или иного инструментария в новую сферу, открывая тем самым иной уровень исследуемого объекта.

Мы включили в данную книгу материалы из нашей пре­дыдущей книги по семиотике [573]. Теперь мы расширяем хронологические рамки прошлого исследования, включая больше известных фигур, чем это было в первой книге, ко­торая рассматривала в определенной степени пролегомены истории русской семиотики.

Русская семиотика являлась практически единственной гу­манитарной областью бывшего СССР, получившей мировую известность. Формальное литературоведение, В.Я. Пропп, М. М. Бахтин, потом тартуско-московская школа во главе с Ю.М. Лотманом всегда привлекали внимание исследовате­лей. Мы же заглянем в более ранний срез этого явления, попытаемся обнаружить корни данной исследовательской парадигмы. Нашим объектом станет семиотика в еще не оформленном окончательно инструментарии, это скорее се­миотические наблюдения ряда прозорливых ученых, чем за­конченные, завершенные концепции. Но тем важнее этот взгляд, который мы попытаемся сохранить на наших стра­ницах, подавая в максимально цитатной форме.             Новизна этого взгляда хорошо видна сегодня, когда он получил даль­нейшее, более системное развитие, для современников же в ряде случаев это могло казаться просто еретическими мыс­лями. Книжку эту мы и посвящаем научным еретикам, из-под пера которых вышла не только семиотика, но и все ос­тальное, что окружает нас в вербальной форме. Еретики получают свою известность только спустя определенное время, их никогда не признают современники. Тем сущес­твеннее их вклад, который удается сделать, лишь преодолев сопротивление среды. С точки зрения семиотики, это люди со своими голосами. Их принципиально не манит хор. Именно с такими людьми и знакомит данная книга.

Данное семиотическое направление анализировалось в таких работах [311, 324, 857, 768]. Последняя книга являет­ся принципиально новым качественным вариантом анали­за формального направления. К сожалению, она вышла уже после завершения предлагаемой работы и не могла быть уч­тена в должной степени.

Семиотика, являясь в основе своей дисциплиной, кото­рая только формируется, в некотором роде отторгает попытки своей собственной истории, ибо современники не могут увидеть того, что становится заметным последующим поколениям. Для нас таким периодом является время Юрия Лотмана, благодаря личности которого во многом удалось сохранить эту нить поколений, идущей от начала века до сегодняшнего дня. Но, как ни странно, именно этот пос­ледний период активно обрастает самоописаниями (например: [476, 862]).

Обратим также внимание и на то, что эти первые семи­отические наблюдения не всегда были выражены в той на­учной форме, к которой мы привыкли сегодня. Но это бы­ло начало, и здесь важны эти первые ростки. Подобно тому как Серж Московичи вспоминает о романе Льва Толстого «Война и мир» в русском предисловии к переводу свой кни­ги «Век толпы», анализирующей психологию масс [516]:

«Иногда меня спрашивают, внесли ли русские свой вклад в эту психологию. Без сомнения, можно назвать имя Бехте­рева. По правде говоря, я мало о нем знаю. А вот “Войну и мир” вспомнить необходимо. Ее последние триста страниц представляют собой пламенную речь, утверждающую кол­лективную психологию, а весь роман — ее выражение. Про­тивоположность, обнаруженная Львом Толстым между Ку­тузовым и Наполеоном, предвосхищает различие между лидером типа Моисея и тотемическим лидером, которое я пытаюсь показать в своей книге. Я впрочем уверен, что зна­чимость явлений такого рода не ускользнула от внимания великих русских писателей и философов»

Семиотика родилась не сегодня. Давайте заглянем в тот период, когда она еще робко стучалась в храм науки. Лишь затем она становится там полноправной хозяйкой.

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.