Сергей Удовик

издатель, писатель, журналист, фотограф, аналитик

Основы психотерапии

Серия «Актуальная психология»
Автор: Н.Ф. Калина
Язык издания: русский
Количество страниц: 272
Переплёт: твердый
Формат: 84x108/32
Год издания: 1997
Издатель: Издательства «Ваклер», "Рефл-бук"
ISBN: 966-543-012-2
Тип издания: Психология

В книге впервые даются основы семиотического подхода в психотерапии, описаны семиотические механизмы психотерапевтической деятельности, проанализованы трансформации личностных смыслов на терапевтических сеансах на примере различных школ и направлений - гештальтерапии, когнетивной терапии, НЛП, эриксонианской коммуникации, работы с метафорой и др.

Оригинальные техники и приемы удачно проиллюстрированы многочисленными примерами практического применения.
 

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Встреча с психотерапевтом 

ГЛАВА 2. Психотерапия в хх столетии 

ГЛАВА з. Философия гештальта: жизнь сознания и подвиг сознавания

ГЛАВА 4. Когнитивная терапия: рассудок, разум, рациональность

ГЛАВА 5. Семиотические аспекты психотерапии 

ГЛАВА 6. НЛП — лингвистически ориентированная терапия  

ГЛАВА 7. Работа с метафорой в психотерапии 

ГЛАВА 8. Трансовая коммуникация по М. Эриксону

ГЛАВА 9. Жизнь как текст: структуралистские идеи в психотерапии  

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Против психотерапии 

ПРИЛОЖЕНИЯ    

Злодейка (Опыт анализа семиотических механизмов  метафорической коммуникации на символическом уровне)

Хорхе Луис Борхес. Злодейка  

Избранные стихотворения  

Словарь специальных терминов   

Словари и справочники, которые могут быть полезны начинающему психотерапевту 
 

От издательства

Семиотика, т.е. наука о знаках, уходит своими корнями в древность. Краткий экскурс в историю позволит обнаружить, что так называли метафизические системы, в качестве символа Вселенной использовавшие книгу, буквы которой начертаны "божественным пером", что и привлекло повышенное внимание к древним алфавитам и изучению метафизических свойств букв. "Божественное послание" представлялось архетипом священных книг, а традиционные тексты являли собой лишь его частичный перевод на человеческий язык. Это подтверждают и Веды, и Коран, и пифагорейская доктрина, но особую роль буквы играют в космогонической доктрине каббалы. В метафизическом смысле, сгущения, вызванные божественным дыханием, перенесенным на нижние уровни, составили и сформировали явленную Вселенную. Так, в Сефер Иецира говорится: "Два — это дыхание, которое исходит от Духа, и обрели форму в нем двадцать два звука, но Дух прежде и превыше их".* Следствием этого дыхания было "обретение формы" (запечатленность) букв.

Двадцать восемь букв арабского алфавита точно соответствуют фазам луны. Существует и терапевтическое применение букв — когда каждая буква алфавита используется определенным образом для исцеления болезней, поражающих конкретный орган.

С этим прекликается и Евангелие от Иоанна (1.1): "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".

Поскольку буквы и имена выражают природу любого существа, то знание их позволяет оказывать "магическое" воздействие на сами эти существа и происходящие с ними события. Ср.: Бытие 2:19-20: "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречеет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым".

Вот почему знание тайного имени существа или предмета, как выражения его истинной природы, может давать власть над ним, именно такое использование "науки о буквах" обычно называют симией. Не случайно различные религиозные доктрины убеждают, что познание тайного имени Бога — это познания тайны Вселенной и принципов ее управления. В этом и заключается суть эзотерических учений — т.е. учений, изучающих скрытые имена, тайну букв и их сочетаний.

Существует теория, что Стоунхендж представляет собой мегалазерный резонатор, составленный из трилитов**, от-ражащих имя Бога на иврите (הדהי). Воздействие космического потока на такую конструкцию приводит к созданию вибраций кристаллической структуры Земли, что способствует возникновению животного и растительного мира с помощью одного-единственного слова.

Поэтому неудивительно, что основополагающая работа основателей НЛП Д Гриндера и Р.Бэндлера называется "Структура магии". Идеи, заложенные в НЛП, уходят корнями в древность и весьма продуктивно использовались греками, арабами, евреями, египетскими жрецами, алхимиками, масонами (среди атрибутов "мастера" есть и скрижаль, а поиски "утерянного слова" играют решающую роль). По каждой из вышеупомянутых школ существуют многочисленные исследования, их адепты вошли в историю своими уникальными психотерапевтическими (говоря современным языком) способностями. Но ведь известно, что новое - это хорошо забытое старое, и, фактически, век Просвещения, "разоблачая" метафизику, выплеснул с водой и ребенка, вследствие чего XX век все начал с чистого листа. Подтверждением этому и явилось триумфальное шествие НЛП по планете.

Эффективность и многообразие реакций, вызванных воздействием звуков, подтверждается и физиологией. Слуховая система человека устроена, на первый взгляд, просто, но это обманчиво, так как до сих пор физиология не может ясно ответить, как человек слышит на частотах выше 8 кГц, и существуют эксперименты, подтверждающие, что человек бессознательно различает частоты выше 30 кГц. Так, эксперименты по обучению ЭВМ голосовым командам показали, что наиболее значимые отличия английского дифтонга th (θ, σ) от русских эквивалентов проявляются именно в диапазоне 60-80 кГц. Более того, 20 тысяч нейронов слухового анализатора, берущего начало у улитки, с каждым переключающим центром (через оливарный комплекс, медиальное коленчатое тело и т.д.) растет в геометрической прогрессии, и в мозг уже попадают миллионы нейронов. Также существуют нейроны, которые реагируют на изменение частоты, громкости, на сочетание частот, более того, на одновременный приход зрительного, слухового, тактильного и вестибулярного сигнала. Если к этому прибавить не до конца ясную роль в формировании слухового сигнала саккулюса и утрикулюса, не говоря уже об обработке и управлении всей этой информацией ретикулярной формацией, отделами коры головного мозга, при наличии множества ассоциативных связей между полями больших полушарий, то можно смело поверить древним, что человек — микрокосм — точная аналогия макрокосма. Этот беглый и поверхностный обзор без ссылок на литературу (список которой был бы больше этой книги) я даю лишь с целью сориентировать читателя относительно места и роли семиотики, а также чрезвычайной действенности ее инструментария (конечно, при умелом его использовании), но, в то же время, и чрезвычайной опасности при небрежном обращении. Одно дело — академическая игра ума и логические умозаключения, и совсем иное — работа с реальными людьми. Ведь до сих пор не существует четких алгоритмов по принципу: на такой-то стимул у такого-то пациента будет такая-то реакция, а ученые различных направлений, не имея общей теории (как, например, в физике), продвигаются вперед подобно слепым котятам. Не зря такие гении психотерапии, как М.Эриксон и Ф.Перлз, действовали не по канонам, а интуитивно, хотя, несомненно, опираясь на профессиональные знания.

Существует еще одна проблема, на которую следует обратить внимание. Это проблема практически полной неприменимости прямых переводов книг по НЛП и родственным течениям на русский язык. Структуры английского и русского языков совершенно различны и, вследствие этого, различны механизмы воздействия, основанные на них. Более того, даже англичане сталкиваются с непреодолимыми трудностями при переводе некоторых работ Лакана, хотя в основе обоих языков лежит латынь, а что уж говорить о русском. Следует отметить, что у нас существует и своя сильная школа структурной семиотики, и свои корифеи, которые весьма плодотворно изучали структуру русского языка, один Лотман чего стоит! Поэтому издательство пошло не по пути перевода лучших западных работ, а предложило Н.Ф.Калиной, доценту кафедры психологии и практикующему психотерапевту, написать книгу, которая бы охватывала построенные на семиотике психотерапевтические техники, существующие на западе, сделав при этом акцент на практической привязке к метамодели русского языка. Это не фундаментальный труд, а своего рода пропедевтика, книга, которая, тем не менее, насыщена примерами из практики автора и может служить эффективным практическим пособием. На наш взгляд, книга получилась удачной — и, будем надеятся, полезной не только студентам гуманитарных вузов, но и менеджерам, работникам в сфере рекламы и пабликрилейшн.

И в заключение хотелось бы обратить внимание читателей на следующее важное обстоятельство. Слова означают то, что вкладывает в них говорящий, а не то, что они обозначают сами по себе. Поэтому классическим учебником по психотерапии являются диалоги Сократа, и его техника спора с софистами и прочими лучшее тому подтверждение. Приходя с собеседником к общему пониманию смысла слова, Сократ технично выигрывал споры и ставил в тупик оппонентов.

На важность смысла слова обращает внимание и Хайдеггер, который посвятил свою работу "Основные понятия метафизики" именно прояснению изначальных понятий широкоупотребляемых слов и показал, что те же греки вкладывали значительно более емкий смысл в слова, которыми с успехом жонглирует современная популярная философия.

Более того, как подчеркивают К.Леви-Стросс, М.Элиаде и другие антропологи, так называемые примитивные народы были отнюдь не примитивны, более того, в области лингвистической коммуникации европейцы за много тысяч лет ушли от них далеко назад. Если "примитивный человек" говорил: "Солнце", то окружающим было ясно, какую экзистенцию он подразумевал в этом понятии. Это было емко и, можно сказать, божественно. Чтобы передать эту же экзистенцию, европейцу надо написать книгу и выдвинуть теорию, для объяснения которой другим европейцам необходимо написать уже несколько книг и выдвинуть несколько теорий и т.д., пока все окончательно не запутаются. Не зря перед этим валом информации начинают сбоить компьютеры и срабатывать защитные механизмы человеческого сознания. Начинается поиск истоков-архетипов, изначальных понятий и связей. И, может быть, для того, чтобы идти вперед, нужно вернуться назад, чтобы научиться "играть в бисер".

С.Л.Удовик

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.