Сергей Удовик

издатель, писатель, журналист, фотограф, аналитик

История античной философии

Серия «Образовательная библиотека»
Автор: С.В. Пролеев
Язык издания: русский
Количество страниц: 512
Переплёт: твердый
Формат: 84x1081/32
Год издания: 2001
Издатель: Издательства «Ваклер», "Рефл-бук"
ISBN: 966-543-068-8
Тип издания: Философия и мифология

Книга в живой, доступной форме знакомит читателя с ми­ром античности. Она позволяет составить целостное пред­ставление как об истории античной цивилизации на протя­жении ее более чем тысячелетнего развития, так и о ее духовной квинтэссенции - знаменитой греческой филосо­фии, определившей интеллектуальный облик всей европей­ской культуры.

История античной философии представлена в динамике смены ведущих идей и концепций от раннефилософских космогонии (досократики) до их завершающего синтеза в учениях стоицизма и неоплатонизма.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Непреходящая значимость мысли. Европейская культурная традиция (19). Сущность философского мышления (20). Античный мир – родина философии (21).

Часть І. Античный мир

Пространство античного мира

Восточное Средиземноморье (26). Западное Средиземноморье (28). Эллада (30).

Этапы развития античной цивилизации

Критико-микенская цивилизация

Критская цивилизация. Ахейское завоевание Эллады (36). Ахейское общество. Поход на Трою и дорийское нашествие (37). Гибель микейской цивилизации. Подобие исторических судеб (38).

Гомеровское время («Темные века»)

Эпоха полиса

Период становления полиса

Великая колонизация. Последствия колонизации (43). Формирование полиса (44). Писанное законодательство. Законы Драконта (45). Реформы Солона (46). Тирания Писистрата. Роль раннегреческой тирании (47). Судьба тирании (48). Исторический рубеж – 509 г. До Р.Х. (49). Военныелостоинства полиса (50).

Период расцвета и упадка полиса

Цивилизации и нашествия. Возникновение Персидского царства (52). Угроза Элладе. Греко-персидские войны (53). Подготовка великого похода (54). Фермопиллы (55). Битвы при Саламине и Гимере (56). Каллиев мир. Значение победы эллинов (57). Борьба за гегемонию в Греции. Истощение сил греческих полисов (58). Покорение Греции Македонией (59). Конец полисной эпохи. Символы эпохи (60).

Эпоха эллинизма

Держава Александра Македонского (62). Образование эллинистических монархий. Феномен эллинизма (63). Возвышение Рима. Борьба эллинистических держав (64). Торжество Рима. 146 год до Р.Х. Упадок эллинистических государств (65). Испытания Римской республики (66). Союзническая война. Борьба на Востоке (67). Смуты конца Республики. Цезарь и период гражданских войн (68).

Эпоха Римской империи

Рання Римская империя

Правление Августа (70). Династия Юлиев-Клавдиев. Гражданская война 68-69 гг. Династия Флавиев (71). Правление Антонинов (72). РАХ ROMANA (73). Римское общество ІІ века (74).

Смутное время (кризис ІІІ века)

Натиск с севера и востока. Борьба за власть. «Солдатские» и «бесчинствующие» императоры (76).

Поздняя Римская империя

Император Диоклетиан. Константин Великий. Ослабление Империи (78). Разделение Империи. Падение Рима (79). Отражение гуннов. Конец Западной римской империи (80).

Специфика античной цивилизации

Гражданское общество. Верховенство права над властью (83). Частная собственность. Свобода воли. Эллинская духовность (84). Защита отечества (85). Полис в античной истории (87).

Часть ІІ. Предфилософия античности

Поэзия, религия, чудо

Своеобразие философии. Предшественники философской мысли. Сущность поэтического (92).

Эпическая поэзия Эллады

Люди и боги Гомера. Мироздание «Илиады» (94). Космогоническая тема эпоса (95). Творения Гесиода (96). От Хаоса к Космосу. Особенности Гесиодовой космогонии (97). Значение эпической поэзии как предфилософии. Другие предфилософские космогонии (98). Орфизм. Ферекид (99).

Лирическая поэзия

Открытие человеческой индивидуальности. Значимость и право личности (101). Значение лирики как предфилософии (102).

Чудотворцы

Опыт чудесного деяния. Необычность философской мысли (104).

Семь мудрецов

Предтечи философов. Феномен мудрости. Эллинская мудрость (107). Перечень мудрецов (108).

Солон (640 – 559 до Р.Х.)

Великий законодатель. Противостояние тирании. Странствия и кончина (111). Гномы солона (112).

Биант (рубеж VІІ – VІ в. до Р.Х.)

Дела милосердия. Защита слабых. Избранные изречения (114).

Питтак (ок. 645 – 570 до Р.Х.)

Хитроумие. Стремление к добру. Некоторые суждения (115).

Хилон (середина VІІ в. – 557 до Р.Х.)

Соблюдение долга. Провидеть будущее. Наставления Хилона (117).

Периандр (664 – 585 до Р.Х.)

Выдающийся правитель. Безудержность нрава. Высказывания (119).

Клеобул (VІІ в. до Р.Х.)

Призыв к мысли. Известнейшее изречение (121).

Образ мудрецов

Сила человеческого духа. Образцы мудрости (122). Фигура мудреца. Согласие мудрецов (123).

Часть ІІІ. Досократики

Общие особенности античной мысли

Философствование жизнью. Философское значение смерти. Этический характер античной философии (128). Учитель и ученик. Диалогичность мысли (129). Открытость философского учения. Мышление личности (130).

Этапы развития античной философии

Три периода. Ранняя греческая философия. Классическая философия Эллады (132). Эллинистически-римская мысль (133). Изменение философской проблематики (134).

Ранняя греческая философия: досократики

Две ветви ранней греческой философии. Скудность сведений о досократиках. Современные издания (137).

Ионийская философия

Милетская школа

Фалес (640 – 546 до Р.Х.)

І. Жизнь: Многосторонность таланта. Государственные советы (139).
ІІ. Начало философского мышления: Мысль и вопрос (140). Исходный вопрос Фалеса. Всеобщность вопроса «что есть все» (141). Умозрительный смысл «всего» (142). Понятие «фюсиса» (143). «Природа» как «сущность». Два рода сущего (144). Важнейшие слагаемые философского мышления (145). Резюме (147).
ІІІ. Первое философское учение: Бытие – это Жизнь. Вода как основа бытия (147). Необычный смысл обычных слов. Значение Воды как начала бытия (148). Оживотроренность сущего (149). Наиболее известные изречения Фалеса (150).

Анаксимандр (610 – 540 до Р.Х.)

Бесконечное Обьемлющее. Становление космоса (151). Мировой закон справедливости (152).

Анаксимен (585 – 528/5 до Р.Х.)

Все из Воздуха (153). Образование всего путем сгущения и разрежения. Три ипостаси Воздуха. Воздух как Дух (154). Тезис о единстве микро- и макрокосма (155). Наследие милетских философов (156).

Гераклит (ок. 540 – ок. 480 до Р.Х.)

І. Одинокий мыслитель: Выбор судьбы. Два имени (158). Обличения пороков (159). Аристократизм (161)? Одинокая мысль (162).
ІІ. Учение обОгне и Логосе: Вопрос о подлинно сущем. «Единое» и «Многое». Все есть Одно (164). Вхождение в воды (165). Очевидность сокровенного (166). Логос (167). Метафоричность философского языка (168). Огонь. Два пути мироздания (169). Пробуждение к бытию. Отягченность души «влагой» (170). Освобождение души (171).

Италийская философия

Пифагор (570 – 496 до Р.Х.) и его школа

І. Жизнь и судьба: Первый период жизни (172). Пифагорейский союз (173). Последний период жизни: торжество и крах надежды (174). Пифагорейская традиция (175). Сикретический характер учения (176). Проблема содержания философии Пифагора (177).
ІІ. Учение о Гармонии и числе: Гармония – основа бытия и мировоздания. Природа меры (178). Источник гармонии (179). Число – символ Гармонии и меры. Пифагорейское понимание числа (180). Число и звук (181). Наука и число (182). Становление мира. Учение о спасении души (183). Сыны божии: Геракл и Дионис. Метемпсихоз. Устроение человеческого мира (185).

Ксенофан и элейская школа

Ксенофан (ок. 570 – после 478 до Р.Х.)

Жизненный путь (187). Два сюжета. Критичность философской мысли (188). Образ Бога (189). Неабсолютность знания (191).

Парменид (ок. 540/15 – после 480 до Р.Х.)

Личность (192). Преемство с Ксенофаном (193). Отличие Парменидовского понимания Единого (194). Единое Бытие (195). Только Бытие есть. Мысль и Бытие есть одно (196). Тождество мышления и бытия (197). Два пути познания. Значимость мнения (198). Показания чувств и разума. Различие содержаний сознания (199). Помысленность (200). Вызов общепринятому (201).

Зенон Элейский (ок. 490 – ок. 430 до Р.Х.)

Отец диалектики (202). Негативная диалектика. Апории (203). Четыре апонии против движения (204). Апония против пространства. Апония против чувственного восприятия (205). Трагическая кончина (206). Мелисс (207).

Завершение досократической философии

Анаксагор (500 – 428 до Р.Х.)

Первый афинский философ (208). Семена вещей. Бесконечная делимость семян: гомеомерии (209). Мировой Ум (Нус) (210). Себетождественность мира. Влияние космогонии Анаксагора на последующую мысль (211). Обвинение в безбожии (212). Плюралистичность теории гомеомерий (213).

Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до Р.Х.)

Личность (214). Четыре корня сущего. Соединение первоначал (216). Феномен эклектики (217). Духовный синтез. Судьба учения о четырех элементах (218). Мировые силы: Любовь и Вражда (ненависть) (219). Сумма мысли (220).

Заключение по досократикам

Общее у досократиков (221). Рубеж времен (222). Природа единства (223). Изменение исторической судьбы (224).

Часть ІV. Классическая эллинская философия

Эллинская классика

Феномен классика (229). Образцы мысли и деяний (230). Тематика классической античной философии (231). Учения классической поры (232). Два творца (233). Проблема хронологии. Границы эпохи (234). Драма эллинской классики. Состояние первоисточников (235).

Демокрит (460 – 371 до Р.Х.)

І. Жизнь и творчество: Вызов предшествующей мысли (237). Время и образ жизни (238). Фигура Левкиппа (239). Смеющийся философ (240). Творчество (241).
ІІ. Атомизм: Основные положения (241). Особенность понятия «атом» (242). Почему именно «атомы» (243). Превращение понятия «атом». Неизменные формы. Пределы мыслимого (244). Дерзость мысли (245).
ІІІ. Причинное обьяснение: Новизна причинного обьяснения. От генезиса к детерминизму (246). Фатализм. Неукоснительность случая (247). Возражения против атомистического детерминизма (248). Апонии учения Демокрита (249). Утешение причинным обьяснением (250).
ІV. Отличие атомизма от раннефилософских космогоний: Сходство мотивов. Признание реальности ничто (251). Множественность и бесконечность первоначал (252). Бесчисленные миры. Мирострой вместо космогенеза (254). Сумма отличий.
V. Мир человека: Происхождение и развитие людей (2550. Боги и души. Жизненный ориентир. Значение атомизма (256).

Софистика

Эпоха просещения

Расцвет полиса. Жизнь в диалоге (258). Homo dicens. Искусство речи и мышления. Следование устоям (259). Испытание успехом (260). Феномен Просвещения. Суд разума (261). Рационализация всех проявлений жизни (262). Роль просвещения (263). Историческое различие разума (264).

Софистическая мысль

Потрясение умов (265). Два поколения софистов. Путь мышления: от мнений к разуму (267). Молчание о космосе (268). Интуиция космоса в античном сознании. Изменение образа космоса (269). Связь космоса с человеком. Человек как новое поприще. Ограничение достоверности пределами моего бытия (270). Испытание воззрений. Интеллектуальное движение (271). Поворот к человеку (272).

Горгий (ок. 485 – 380 до Р.Х.)

«Отец риторики» (272). Троякое отрицание бытия. Ничего нет (273). Даже если нечто существует, его невозможно познать. Даже познанное, сущее неизьяснимо. Отрицание как отмысливание (274).

Протагор (480 – 410 до Р.Х.)

Прихотливость судьбы (275). Человек есть мера всех вещей (276). Знание в виде мнения. Право собственного суждения (277). Деструкция общепринятого опыта. Невозможность противоречить (278). Релятивизм. Непритязательность истины. Пример относительности истины (279). Стыд и правда (280).

Антифонт (V до Р.Х.)

Великий утешитель. Разделения космоса на два рода бытия (282). Природа и человеческое установление. Область искусственного (283).

Продик (род. ок. 470/460 до Р.Х.)

Работа с языком (284). Синонимика. Происхождение богов (285).

Значение софистики

 Выроботка нового миропонимания. Принцип разума (286). Новая культура. Влияние на мысль эпохи (287).

Сократ (470-399 до Р.Х.)

І. Личность мыслителя: Живой дух философствования (289). Жизненный путь (290). Исторический и литературный Сократ. Сократический поворот в философии (291). Софисты и Сократ (292). Своеобразие Сократа. Отсутствие учения (293).
ІІ. Метод мышления: майевтика: Единство личности и мысли (294). Исток мышления. Поиск истины (295). Ироничность мышления. Троякое действие иронии (296). Первое: очищение сознания. Я знаю только то, что ничего не знаю (297). Второе: открытость сознания (298). Третье: метод мышления вместо учения (299).
ІІІ. Проблема добродетели: Направленность мышления (299). Рождение великого принципа. Два пути добродетели (300). Даймон Сократа (301). Этика личной ответственности (302). Кончина философа (302). Истина больше жизни (303).

Сократические школы

Киники

Основоположник кинизма Антисфен. Истина в природе (306). Избавиться от лишнего. Достичь свободы (307). Киническое поведение (308). Киническое и гераклитовское осуждение общества. Диоген Синопский (309). Воспоминание о будущем: от Диогена к Руссо (310).

Соблазн опрощения

Естественность сложного мира. Смысл простоты (312). Естественность – продукт культуры (313). Открытие нового пути (314).

Киренаики

Аристипп. Второй вариант «жизни по природе» (315). Возобладать над страстями (316). Второй вариант «жизнь по природе» (315). Возобладать над страстями (316). Избежать страдания. Принцип гедонизма (317). Вывод Гегесия. Влияние киренаиков (318).

Мегарики

Евклид (319). Действие логических парадоксов. Примеры софизмов (320). Недоумение сознания. Иллюзорная самодостаточность языка (321). Недостаточность грамматики для мышления (322). Необходимость логики (323).

Платон (427 – 347 до Р.Х.)

І. Драма жизни: Начало пути (324). Первая поездка в Италию. Основание Академии (325). Двадцатилетие творчества. Заключительный период жизни (326). Сочинения (327). Жанр диалога. Периоды творчества (328).
ІІ. Учение о бытии: Вопрос о реальности (329). Эйдосы. Упорядоченность мира идей (330). Идеи и материя (331). Средний мир (332). Идеи в отношении к чувственному миру. Оправдание вещей (333). Предел осмысления сущего (335). Схема и содержание учения (336).

Комментарии: о значении платоновской онтологии. Онтологический переворот Платона (337). Качество философичности (338). Чем и что мыслится (339). Понятие рефлексии. Начало европейской метафизики (340).

ІІІ. Путь познания: Цель познания. Ситуация познания: образ пещеры (341). Познание как припоминание. Умственное зрение (342). Платоновская диалектика. Ступени познания. Рациональное мышление и непосредственное усмотрение (343).
ІV. Совершенное государство: Центральная проблема учения Платона (344). От «Государства» до «Законов». Взаимосвязь общественного уклада и качеств личности (345). Душа и государство (346). Три общественных сословия (347). Противоречие государства и души (348). Типы государства (349). Изьяны платоновского государства (350). Осуществление социального идеала (351). Две альтернативы развития. От полиса к эллинистической монархии (352). Парадокс исторического развития. Три философских судьбы (353).

Аристотель (384 – 322 до Р.Х.)

І. Жизнь и сочинения: Первый период жизни (355). Второй период жизни. Творчество (356). Классификация трактатов (357). Членение философии (358).
ІІ. Логика: Проблемы метода. Категориальный строй мышления (359). Природа категорий (360). Суждения (361). Силлогизм. Три логических закона (362).
ІІІ. Метафизика: Критика теории идей (363). Индивиды как «первые сущности». Четыре причины (365). Определенность бытия: форма и материя (365). Первая и вторая сущности (366). Примат формы. Форма форм (367). Возможность и действительность: энтелехия (368).
ІV. Этика и политика: Полисная утопия (369). Соразмерность с «человеческой природой» (370). Наилучшее государство (371). Государство и добродетель. Добродетельность (372). Два вида добродетелей (373). Свободный выбор (374).
V. Систематизация знания: Реализм (374). Системность мышления (375).

Заключение по классике

Антропологический поворот (377). Рефлексия – задача философии. Рефлексивность вопроса «что есть все?» (378). Метаморфоза мышления о бытии (379). Расширение поля рефлексии: от «всего» к «каждому» (380).

Часть V. Эллинистически-римские философии

Поздняя античность

Условия человеческого существования (384). Два акцента в названии. Пять направлений (385). Сосредоточенность на индивиде (386). Наилучшая доля (387). Черты эллинистически-римских философий (388). Соединить наилучшее: эклектизм (389). Практический характер философии. Структура философского учения (390).

Периодизация эллинистически-римской мысли

Динамика позднеантичного мышления (391). Период начинаний. Период оформления школ. Период обновления традиции (392). Завершающий период (394).

Перипатетизм

Теофраст (372 – ок. 287 до Р.Х.)

Жизненный путь (395). Место в истории мысли (396). Сознание на рубеже эпох. От умозрения к наблюдению (397). «О растениях» и «Характеры» (398).

Перипатетическая традиция

Евдем, Дикеарх, Аристоксен (399). Деметрий Фалерский. Смена акцентов (400). Судьба аристотелевских сочинений. Аристотелизм в римскую эпоху (401).

Скептицизм

Пиррон (360 – 270 до Р.Х.)

Жизнь (402). Позиция скептизма (403). Три Пирроновых вопроса. Неопределенность вещей. Недоверие к миру (404). Эпохе: воздержание от суждений (405). Невозмутимость духа: атараксия. Сумма скептических решений (406).

Значение и смысл скепсиса

Новое положение личности (407). Непредвзятость. Образ скептика (408). Сомнение и безразличие (409). Нетождественность скепсиса и отрицания. Умеренность античного скептицизма (401). Роль скепсиса. Парадокс мышления: скепсис и мысль (411). Плодотворность скепсиса (412).

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.