Сергей Удовик

издатель, писатель, журналист, фотограф, аналитик

Украина: дворцы, замки и крепости. Интервью с Сергеем Удовиком - автором уникального издания, и Оксаной Теплюк, директором департамента продаж типографии Prinstore Group.

17 декабря 2014 10:42 -- manager

Уважаемый Сергей Леонидович, как пришла идея создания проекта?

Сергей Удовик: Тема дворцов и замков очень популярна и востребована в Европе. В Украине подобных комплексных и обширных изданий не было, ограничивались лишь фрагментарными исследованиями по данной тематике. Так зародилась идея создания масштабного проекта, который включал бы обзор наиболее примечательных замков, дворцов и крепостей Украины с детальным историческим экскурсом и качественным иллюстративным материалом. В то время, когда возникла идея создания этого проекта, никто и подумать не мог, что наша страна в ближайшем будущем будет бороться за сохранение территориальной целостности. И что этот фотоальбом, который включает архитектурные шедевры со всех уголков Украины, начиная от средневековых замков западных областей и заканчивая роскошными дворцами Крыма, будет иметь такую ценность. Наше издание знакомит читателя с уникальными памятниками Украины, которые ни в чем не уступают, а в ряде отношений и превосходят аналогичные архитектурные шедевры Европы. С оглядкой на сегодняшнюю сложную ситуацию в стране, данный проект не только учит ценить красоту своей родины, но и символизирует целостность Украины.

Как можно сформулировать концепцию книги и какова ее сверхзадача?

С. У.: Мы не ставили перед собой никакой сверхзадачи, а лишь хотели показать каким богатством обладает Украина. Основная концепция фотокниги – продемонстрировать уникальность Украины через ее многообразие – разные архитектурные стили, разный исторический и культурный фон в разных частях нашей страны. Украина едина, но она разная, и этим прекрасна. Украина до сих пор остается своеобразным перекрестком православной, католической и мусульманской цивилизаций, и эта особенность также отпечаталась в ее дворцах и замках. Мы хотели показать историю Украины через просветительскую и культурную деятельность династий Потоцких, Ржевуских, Радзивиллов, Браницких, Вишневецких, Чарторыйских, Разумовских, Острожских, биографии которых тесно переплетены с судьбойархитектурных сооружений. В издании представлена архитектура дворцов, замков и крепостей в общеевропейском контексте. История наших дворцов и замков увлекательна и насыщена драматическими событиями. Все эти многочисленные фортификации, крепости и замки хранят память о великих битвах и выдающихся исторических личностях. В качестве примера хочу рассказать о некоторых наиболее интересных дворцах и замках.

История Хотинской крепости тесно связана с двумя масштабными битвами, которые произошли у ее стен. После того, как в 1620 г. новый султан Осман II объявил войну Речи Посполитой, король Сигизмунд III провел мобилизацию и обратился к Петру Сагайдачному за помощью.30-тысячная армия Речи Посполитой по командованием гетмана Яна Ходкевича преградила путь 120-тысячной армии султана под крепостью Хотин.Решающую роль в победе войска Речи Посполитой под Хотином в 1621 г. сыграл Сагайдачный. В 1672 г. Турция вновь объявила войну Польше. Султан Мехмед IV с громадной армией и казаками Дорошенко захватили Подолию и осадили Львов. Польшу спасла победа гетмана Яна Собеского под Хотиным в 1673 г. 30-тысячная польско-литовская армия при поддержке казаков гетмана М. Ханенко нанесла сокрушительное поражение турецкой армии Гусейн-паши (35 тыс. воинов). Погибло около 20 тыс. турецких солдат, а трофейное зеленое знамя пророка Собеский подарил папе Римскому. 

Жолква – это единственный ренесансный город Украины, который сохранился во всей красе. Замок был заложен в 1594 г. на берегу реки Свини на окраине поселения Винники Станиславом Жолкевским. Он родился в семье воеводы Руського Станислава Жолкевского и Софии Липской. В сражениях на Жолкевкого обратил внимание Стефан Баторий и возвел в сан гетмана польного коронного (1588) и кастеляна Львовского (1593). Предполагается, что сам Хмельницкий родился в Жолкве в 1595 г., ведь его отец в это время служил у Жолкевского. Следующее обновление замка и укреплений Жолквы происходит при короле Яне III Собеском, который со своей супругой Марией Казимирой превращает город в пышную королевскую резиденцию. В 1740 г. Жолква перешла в собственность Михала Казимира Радзивилла. В 1787 г. замок купил Адам Юзефович, при котором началось его разрушение.

Следующие три дворца связаны с биографией Тараса Шевченко. Первый из них –Дворец Разумовских в Яготине, где поэт неоднократно бывал и жил в одном из гостевых флигелей имения. Здесь он нарисовал несколько портретов и ряд рисунков, в частности получил заказ для копирования портрета кн. Репнина кисти художника Джозефа Горнунга и написал портрет внуков князя Василия и Варвары. Здесь же он создал повесть «Близнецы», а кн. Варваре Николаевне посвятил поэму «Тризна».В коллекции усадьбы Г.С. Тарновского в Качановке сохранилось много вещей, связанных с Т. Шевченко, поскольку поэт сдружился с Василием Тарновским, племянником Григория Степановича, однако в Качановке он со всей полнотой ощутил высокомерное отношение владельца усадьбы к себе, бывшему крепостному.Еще одно имение, связанное с именем Шевченко – Дворец Закревских в Березовой Рудке.Здесь Тарас Шевченко увлекся местным литературным салоном, члены которого собирались под сенью Бахуса мечтали, строили планы и читали свои произведения. Сюда его также влекли бездонные глаза хозяйки Березовой Рудки – Анны Закревской, которую он с любовью изобразил на портрете.

Большой интерес также представляет Дворец графа Фредро в Беньковой Вишне. Мало кому известно, что он принадлежал деду митрополита Андрея Шептицкого(1865-1944). В детстве мальчик часто бывал в имении своего деда.

С именем Чайковского связан Дворец фон Мекков в Браилове. Хозяйка поместья Надежда фон Мекк, страстная поклонница музыки, поддерживала музыкантов, финансировала Московскую консерваторию. В 1876 г. она заказала Петру Чайковскому музыкальное произведение. Так началась их загадочная дружба. Здесь Чайковский написал «Орлеанскую деву» и множество романсов. Недалеко от Браилова над рекой возвышается скала Чайковского, его любимое место творчества. Во дворце открыт музей П. И. Чайковского с уникальной музыкальной библиотекой.

Благодаря Дворцу графов Толстых в Одессе мы можем проследить историю южной, младшей ветви династии Толстых. Толстые были меценатами, и собранная ими коллекция картин легла в основу коллекций Одесского музея западного и восточного искусства и Одесского художественного музея.

Впервые на страницах фотоальбома рассмотрена история Дома митрополита – одного из лучших образцов украинской гражданской архитектуры в стиле барокко, расположенного в западной части подворья Софии Киевской. Строительство каменных «архиерейских покоев» было начато при архиепископе Киевском, Галицком и всея Малой Руси Варлааме (1722-1730). Строительство Митрополичьих палат продолжил его преемник – архиепископ, а с 1743 г. митрополит Киевский, Галицкий и всея Малой Руси Рафаил (Заборовский, †1748). Он пригласил из Санкт-Петербурга архитектора Й. Г. Шеделя, вместе с которым, вкладывая в значительной степени собственные средства, осуществил большой объем строительных работ в Софийском монастыре.

Сколько лет Вы собирали материалы?

С. У.: На сбор материалов ушло примерно 5-6 лет. Я сам объездил большинство замков и дворцов Украины, поэтому практически все фотографии являются авторскими. Благодаря сотрудничеству с музеями Крыма, Киева, Одессы, Львоваи других городов Украины мы собрали важные исторические сведения о создании дворцов и замков и их дальнейшей судьбе. Малоизвестные для украинцев материалы из Польши (Кракова, Хельма)также были интересны для нашего издания, поскольку территория Руси простиралась аж до Кракова. Были использованы и источники из музеев России (Петербурга), Германии,Румынии, и Турции (при описании замков Бессарабии). 

Чем особенно гордитесь?

С. У.: В первую очередь мы гордимся самой концепцией нашего издания.В фотоальбоме представлены интересные текстовые материалы, которые насыщены фотографиями, картинами, портретами и архивными документами, что дает целостное представление о замке и эпохе. В книге не только описана архитектура дворцов, замков и крепостей, но такжепоказана их история через призму биографий людей, которые там обитали. В издании присутствует много эксклюзивного материала, который дает возможность проследить связи нашей страны с Центральной и Западной Европой.

Кто является читательской аудиторией книги?

С. У.: Фотоальбом рассчитан на широкий круг читателей. Он может быть интересен как специалистам, так и всем тем, кто интересуется историей, культурой и архитектурой. Особенный интерес наш проект вызывает у иностранных туристов и гостей Украины, так как подобные издания имеют большую ценность за рубежом.

Что Вы можете предложить корпоративным клиентам из бизнес-среды?

С. У.: Бизнес-партнерам будет интересна индивидуальная обложка из качественной кожи с тиснением и логотипами заказчика.

 
И несколько вопросов Оксане Теплюк, директору департамента продаж типографии Prinstore Group.

Оксана, расcкажите какие наиболее сложные задачи с технической стороны стояли перед Вами, как подрядчиком?

Оксана Теплюк: Коллектив нашей типографии благодарит Сергея Удовика, автора книги, за доверие проявленное нам. Понимая всю степень ответственности, которая возлагалась на нас, мы приложили максимум усилий для создания фотоальбома в безупречном полиграфическом исполнении. С технической стороны, для нас было важно сделать максимально естественными все иллюстрации фотоальбома. Учитывая насыщенность фотографий, при печати некоторых изображений  нами был использован сублимирующий растр, в результате чего мы смогли получить максимально насыщенные и четкие изображения и воспроизвели глубокие тени и полутона фотографий.

Что было наиболее интересно?

О. Т.: Самым интересным для нас было – это увидеть и открыть первый сигнальный экземпляр книги, над производством которой мы так долго работали. Ведь столь долгое время, продумывалось, какой материал будет интересен читателю, какой переплетный материал лучше использовать для книги, какой порядок наложения красок будет правильным при печати фотоальбома, что бы как можно точнее передать естественность фотографий.

Довольны ли Вы результатом?

О. Т.: Для нас, главной оценкой нашей работы, является оценка автора – нашего партнера и заказчика. Он считает что нам удалось создать уникальный фотоальбом в безупречном полиграфическом исполнении. И мы надеемся, что все кто интересуется историей, культурой, архитектурой  высоко оценят наше издание .

http://acmu.com.ua/presscenter/articles/90/