Автор: Сергей УДОВИК
Вначале сентября в Москве состоялась 15‑я Международная книжная ярмарка. Два огромных павильона были переполнены книгами (100 тысяч наименований из 82 стран). Десятки тысяч людей ожидали этого события, у касс стояли стометровые очереди, и это при том, что билет на ярмарку стоил недешево. Количество мероприятий на ярмарке ошеломляет — почти 400. А церемония вручения наград «Книга года» проходила в Большом театре. Не случайно на значительные успехи России (где в 2002‑м увидят свет книги 72 тысяч наименований) обратили внимание в мире, и 2003 год на Франкфуртской ярмарке провозглашен Годом России.
Ярмарку посетили много VIР‑персон — российских политиков, ученых, руководителей государства. Пришел даже Б. Ельцин. Министр иностранных дел России И. Иванов презентовал свою новую книгу. В. Путина не было, но было представлено несколько книг о нем.
Автографы раздавали Маринина, Толстая, Донцова, Радзинский. В Москву специально прибыли и такие всемирно известные авторы, как госпожа Хмелевская и самый популярный в мире писатель Коэлье, чьи произведения изданы в 117 странах.
На Московской ярмарке серьезную издательскую программу представили Польша и Китай. Участие страны в ярмарках такого класса — это лучшая возможность привлечь внимание мировой интеллектуальной общественности к национальной культурной жизни.
А как же представила себя Украина? Наш стенд можно охарактеризовать словами «ужас и позор!». Этот непрезентабельный небольшой стенд, намного меньше даже стендов некоторых отдельных издательств, невольно заставлял задуматься: а в самом ли деле Украина — большое европейское государство и существует ли в ней хоть какая-либо культурная жизнь? Создалось впечатление, что мы перенеслись в архаические времена культурных отчетов братских (но вечно «младших») республик в столице Союза.
Во всяком случае, стенд Украины в 2002 году ничем не отличался от стенда прошлого года: те же рушники (национальный колорит!), те же книги. Снова в центре экспозиции красовался альбом «Леонид Кучма», вышедший в свет еще в 1998 году, а дальше — пустые полки. Неужели организаторы стенда не понимают, что сделали «медвежью услугу» и Президенту, и самой Украине?
Но самое худшее (и самое странное), что снова никто не увидел на стенде новых изданий — победителей украинских конкурсов на лучшую книгу, которые могли бы привлечь внимание требовательного российского, да и не только российского, читателя.
А ведь есть у нас такие книги!
Но их место почему-то заняли издания посредственного полиграфического исполнения и... огромная карта мира (которой составители стенда, наверное, хотели показать, что Украина находится в центре Европы). Впрочем, благодаря этой колоссальной карте была решена проблема пустых полок. Эх, как говорил в одном фильме незабвенный Савелий Крамаров: «Лапоть, купи карту!».
Украинский стенд как бы продемонстрировал, что Украина замерла во времени. Хотя нет, по сравнению с прошлым годом таки появился новый элемент, который очень удачно подчеркивает сюрреалистичность ситуации, а именно — громкий лозунг над стендом: «Украинская книга новой эпохи». Что имели в виду организаторы стенда во главе с Госкомитетом по вопросам информационной политики — одному Богу известно...
Газета «Голос Украины» №177, 27 сентября 2002 г.
Комментарии
Добавить комментарий