Авторы:
В. Гуров, народный депутат Украины, первый заместитель председателя комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства;
С. Удовик, системный аналитик.
В февральском номере журнала «Нефть и газ» за 2001 г. вышла наша статья, посвященная масштабному эксперименту в металлургии, в которой авторы не только анализировали ход эксперимента, но и указывали на проблемы отрасли. Прошел год. Эксперимент закончился. И можно сказать, что его результаты представляют несомненный интерес не только для заинтересованных лиц, но и для специалистов смежных отраслей.
Авторы предпримут попытку проследить, какие качественные и количественные изменения произошли в ключевой отрасли страны и каково влияние этих изменений на экономику Украины. Предлагаемый анализ позволит оценить достоверность сделанных год назад прогнозов и определить перспективы развития отрасли.
В первую очередь, мы должны отметить, что цель эксперимента, начатого со II полугодия 1999 г., — «преодоление кризисного состояния в горно-металлургическом комплексе Украины» — была успешно достигнута. Более того, результаты превзошли самые смелые ожидания.
Как видно из приведенной таблицы, отрасль значительно увеличила выпуск продукции, восполнила дефицит оборотных средств, повысила рентабельность. Резко возросла доля денежных расчетов, а доля бартерных операций металлургических предприятий снизилась с 94,33% в І полугодии 1999 г. (до начала эксперимента) до 4,09% в I полугодии 2001 г. и до 2,7% в III кв. 2001 г.
Несмотря на значительные льготы, предоставленные предприятиям, участвующим в эксперименте, поступления от них в бюджет в I кв. 2001 г. по сравнению с I кв. 1999 г. возросли в 2,83 (!) раза, а в пенсионный фонд — почти в 2 раза. Просроченная задолженность по зарплатам на 01.10.2001 г. сократилась на металлургических предприятиях до 0,25 мес.; на ферросплавных отсутствует полностью.
Коэффициент общей платежеспособности, характеризующий способность предприятий погасить свои текущие обязательства текущими активами, превысил 1, хотя до начала эксперимента находился на опасном уровне 0,68. Однако такие успехи вызвали неоднозначное отношение к металлургическим предприятиям со стороны органов исполнительной власти.
О первоначальной цели эксперимента — выведении металлургических предприятий из кризиса — было забыто. Большие деньги, которые появились в отрасли, особенно на фоне жалкого состояния остальной производственной сферы, стали вызывать чувство зависти и желание сократить доходы этих предприятий. И вследствие несовершенной ценовой политики правительства затраты на реализацию продукции в I полугодии 2001 г. выросли по сравнению с I полугодием 2000 г. на 19,5%, или на 8 копеек с 1 грн. чистого дохода от реализации.
Как и прогнозировали авторы статьи, цены и тарифы на продукцию и услуги природных монополистов возросли: электроэнергия — на 15-60% (в зависимости от сроков оплаты), природный газ — на 80%, железнодорожные перевозки — более чем в 2 раза, железнодорожные экспортные перевозки — на 16,5%. В октябре-ноябре 2001 г. цены на электроэнергию увеличились еще на 4,4—9,1%. Выросли цены на сырьевые ресурсы, потребляемые металлургическими предприятиями: в частности, на аглоруду — 52%, на кокс — 26%, на лом — 41%.
С 1 июля 2000 г. введено в действие Положение бухучета № 7 «Основные средства», в соответствии с которым в себестоимость произведенной продукции предприятия включаются все затраты на проведение текущего и капитального ремонта. Сумма этих затрат по сравнению с I полугодием 2000 г. увеличилась на 11,5%.
Поэтому несмотря на внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, затраты на 1 грн. чистого дохода в последнее время неуклонно растут.
Положение усугубляется и дальнейшим падением цен на мировых рынках. Авторы ранее обращали внимание на этот критический фактор (см. «Нефть и газ» № 1, 2001, рис. 6). События, связанные с терактами в США 11 сентября 2001 г., еще более затормозили развитие мировой экономики, фактически введя ее в состояние длительной рецессии.
Особенно сильно замедление темпов роста мировой экономики проявилось на перенасыщенном рынке стали. По данным американской экспертной фирмы WSD, в 2001 г. производство стали составило 838 млн. т, потребление — 741 млн. т. Это привело к тому, что США, Япония и 37 других стран провели в декабре 2001 г. в Париже переговоры о сокращении мощностей по выпуску стали на 10% до 2010 г. В нынешнем году прогнозируется сохранение тенденции перепроизводства стали, в связи с чем цены на нее упали до самого низкого уровня за последние 20 лет (см. рис.).
Результаты тендера по определению поставщиков химреагентов и материалов для ОАО «ЛиНОС»
С 10.12.01 по 25.12.01 на ОАО «Лисичанскнефте- оргсинтез» был проведен ряд открытых тендеров по определению поставщиков химреагентов и материалов для ОАО «ЛиНОС» в 2002 г. Тендеры проводились по следующим позициям:
- полиэтилен ВД-15303-003 ГОСТ 16337-77;
- гидрат окиси кальция ТУ У 14291 840.005-99;
- сода кальцинированная ГОСТ 5100-85;
- композиции КНП-0, КНП-0-1, КД-0 ТУ У 24.6- 30421760.001-2000 (реагенты для защиты оборудования от накипи, коррозии, биоотложений);
- алюминий сернокислый ГОСТ 12966-86;
- гофрокартон КГ-2 ТУ-У 567/0027880/008-97;
- знаки предупредительные самоклеющиеся;
- поддоны для упаковки полипропилена;
- пломбы ЗПУ.
Поставщиками гидрата окиси кальция утверждены ЧП «Темпо» (г. Лисичанск) и ЗАО «Реактив» (г. Славянск); гофрокартона — УП ООО «Картонекс- Ная» (г. Луганск); алюминия сернокислого — ООО «Эра-Плюс» (г. Черкассы); полиэтилена ВД — ЧП «Эри-дан» (г. Северодонецк); соды кальцинированной — ЧП «Автотрейдинг» (г. Лисичанск); композиции КНП-0, КНП-0-1, КД-0 — ООО НПФ «Миор» (г. Северодонецк) и ООО НПФ «Делос» (г. Северодонецк); знаков предупредительных самоклеющихся — АПП «Полиграфист» (г. Краматорск); основным поставщиком поддонов для упаковки полипропилена стало ЧП «Статус- 2000» (г. Лисичанск), резервными поставщиками — ЧП «Лилея» (г. Лисичанск), ООО «Донэнергомаш» (г. Славянск), ООО «Арис» (г. Донецк) и Северодонецкое гослесоохотохозяйство; договор на поставку пломб ЗПУ заключен с ЧП «Лис-М» (г. Лисичанск).
Большинство предприятий, получивших право поставлять химреагенты и материалы на ОАО «ЛиНОС», расположены в Луганской области. Таким образом, областной и местные бюджеты получат дополнительные поступления денежных средств.
Украина и Азербайджан: партнерство в нефтегазовой сфере
Четвертое заседание Совместной межправительственной украинско-азербайджанской комиссии по вопросам экономического сотрудничества в феврале с. г. завершило работу с активом в 7 договоров. Среди указанных документов — соглашения о производственной кооперации и специализации производства в сфере железнодорожных перевозок, договор о сотрудничестве в области защиты интеллектуальной собственности, соглашение о сохранении специализации предприятий машиностроения и о взаимных кооперированных поставках продукции производственно-технического назначения.
Особое внимание на переговорах, по словам первого вице-премьер-министра Украины Олега Дубины, стороны уделили повышению уровня сотрудничества. Двусторонний интерес заключается в росте торгово-экономических показателей в 2002 г., в т. ч. и на «нефтегазовом направлении». Украина предложила Азербайджану принять участие в реализации проекта Одесса — Броды, получив встречное предложение — участвовать в разработке нефтегазовых месторождений в Баку, а также в приватизации предприятия по производству труб.
На фоне сокращения в 2001 г. мирового выпуска стали на 0,6% в Украине за 10 месяцев 2001 г. ее производство выросло на 8,6%, в основном за счет экспорта на внешние рынки. К тому же Украина отказалась сокращать мощности по выпуску стали.
Год назад Президент Украины Л. Кучма на совещании в Кривом Роге 10.01.2001 г. обратил внимание на то, что внутренний рынок Украины потребляет всего 20% металла, и это ставит отрасль в крайне опасную зависимость от мировой конъюнктуры. Хотя в IV кв. 2001 г. поставки продукции на внутренний рынок выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,2%, но указанный рост практически не изменил данного соотношения.
Такая активная (и, заметим, беспорядочная) экспансия украинских металлургических предприятий на внешние рынки вызвала, как отмечалось в предыдущей статье, волну антидемпинговых процессов, большинство из которых заканчиваются не в пользу Украины. По данным министра экономики и европейской интеграции А. Шлапака, с 1992 г. из-за антидемпинговых расследований Украина потеряла рынки на общую сумму 1964 млн. долл., из них за последние два года — на 1171 млн. долл. Недавно в США — самом привлекательном рынке мира — был признан ущерб от импорта по целому перечню украинской металлургической продукции. За 10 месяцев 2001 г. экспорт в США по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. сократился на 85%. Причем Украина вытесняется не только с американского рынка, но и с рынков Западной и Восточной Европы и России. И если в 2001 г. украинским предприятиям удалось компенсировать закрытие или ограничение рынков в США и России расширением своего присутствия на растущих рынках в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА), Ближнего Востока и, в особенности, в странах Южной и Центральной Америки (рост на 78,5% за первое полугодие 2001 г.), то в 2002 г. наши металлурги столкнутся и здесь с большими проблемами. В связи с мировой рецессией спрос в этих странах будет сокращаться. Существенным фактором на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона станет и Китай. В 2000 г. производство стали в этой стране составило 127 млн. т. В настоящее время металлургические предприятия Китая заканчивают модернизацию и способны уже в 2002 г. перекрыть его потребности 8 основном ассортименте металлургической продукции.
Эти процессы окажут существенное влияние на передел мирового рынка металлургической продукции — и, конечно же, не в пользу Украины. Год назад авторы уже указывали на то, что меткомбинатам, даже мощным, не под силу самостоятельно удерживать свою долю на внешних рынках.
Во-первых, отечественным производителям необходимо создать координирующий орган, который смог бы проводить не только совместную экспортную политику, но и формировать стратегию поведения на внутреннем рынке.
Известно, что фундамент Европейского Союза был заложен в апреле 1951 г. именно учреждением Европейского объединения угля и стали (Е0УС), в которое вошли предприятия шести государств: ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Впоследствии аналогичные объединения возникли и в других регионах мира.
Во-вторых, подобный орган участвовал бы в создании международных консорциумов с другими странами, например, с Россией.
В-третьих, координирующий орган смог бы играть ключевую роль в разработке новых условий налоговой и кредитно-финансовой политики с расширением эксперимента на смежные металлоемкие отрасли - прежде всего, судостроение. Это позволило бы активизировать развитие внутреннего рынка.
В-четвертых, в условиях глобализации экономики резко возрастает роль государства как активного игрока в мировом экономическом пространстве. Практика свидетельствует: антидемпинговые расследования, прежде всего, относятся к сфере большой политики. Очевидно, например, что принятие закона о защите интеллектуальной собственности в Украине не имеет логической привязки к антидемпинговым расследованиям в области украинской металлопродукции на американском рынке — хотя на уровне большой политики мы видим прямое давление на Украину со стороны США.
К сожалению, государство фактически самоустранилось от защиты и продвижения интересов украинского производителя на внешних рынках. Это связано, в первую очередь, с низкой квалификацией чиновников в соответствующих структурах исполнительных органов государственной власти. Не является секретом и то, что в западных странах существует развитая система экономических преференций «для своих»: финансовые льготы экспортным производителям, страхование экспорта, консалтинг и маркетинг и т.д. В США только в 1997 г. на программы продвижения товаров и услуг на мировые рынки было израсходовано 2,4 млрд. долл.*
Как указывалось выше, в Украине наблюдается противоположная практика — подавление внутреннего производителя. Особенно ярко это проявляется на примере новой острой проблемы, вставшей перед металлургической отраслью. Речь идет о невозврате НДС. Как мы видим из данных таблицы, задолженность бюджета перед предприятиями комплекса начала резко расти с І полугодия 2000 г. и достигла к концу этого периода впечатляющей суммы в 490 млн. грн. А в настоящее время, по некоторым оценкам, она доходит до 1 млрд. грн.
Что это означает?
Рассмотрим проблему на примере комбината «Криворожсталь».
Задолженность госбюджета по НДС перед комбинатом возникла в феврале 2000 г. На 1 августа 2001 г. она достигла 268,7 млн. грн. Это привело к вымыванию оборотных средств комбината, и, как следствие, — к необходимости привлечения дополнительных кредитных ресурсов. С февраля 2000 г. по 9 августа 2001 г. для выплаты процентов по кредитным линиям в размере, соответствующем невозмещенной сумме НДС, комбинатом было израсходовано 89,7 млн. грн. Кроме того, несвоевременное возмещение НДС в пользу комбината лишило «Криворожсталь» возможности осуществлять погашение кредитов, полученных под гарантии Правительства Украины, и это привело к начислению пени в размере 108,2 млн. грн.
Обобщая все убытки, по данным экономической службы комбината «Криворожсталь», за время действия эксперимента в период с 01.07.1999 г. по 01.07.2001 г. предприятие получило льгот на сумму 344,6 млн. грн., а финансовые потери составили 604,5 млн. грн. Очевидно, что при таком «государственном» подходе к национальному производителю не помогут никакие эксперименты, а внутренний рынок никогда не разовьется. Из данного частного примера можно понять, где кроются существенные причины падения рентабельности, помимо указанного выше роста цен, ревальвации гривны, ценовых диспропорций и крайне узкого внутреннего рынка.
28 января 2002 г. на совещании у вице-премьер-министра В. Рогового была образована комиссия по отработке предложений о компенсации предприятиям бюджетных задолженностей по НДС. Исходя из ее названия, можно себе представить, когда дойдет очередь до ликвидации этих задолженностей госбюджета перед предприятием, и дойдет ли вообще?
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы на уровне микроэкономики:
1. Эксперимент свою задачу выполнил — предприятия вышли из кризиса.
2. Необходимо продолжать эксперимент, модифицируя его для достижения новой цели — технического перевооружения отрасли. Структура экспорта по-прежнему имеет сырьевую направленность, при этом доля готового проката составляет меньше половины объема экспорта. Годовой объем товарного выпуска на одного работника промышленности в Украине в 5-8 раз ниже, чем в развитых странах. По-прежнему свыше 60% продукции металлургической отрасли вырабатывается по старым технологиям. Затраты на переоборудование отрасли оцениваются Кабинетом Министров в 7 млрд. долл. Условий указанного эксперимента вовсе не достаточно для привлечения в отрасль таких средств. Необходима комплексная стратегия развития экономики, которая, к сожалению, в стране отсутствует.
Совершенно очевидно, что модифицированный эксперимент должен охватывать и смежные отрасли — прежде всего, судостроительную. Но такое расширение эксперимента приводит, фактически, к полному пересмотру нынешней ущербной налоговой политики государства. А поскольку принятие парламентом налогового кодекса опять отложено на неопределенный срок, отрасль вновь неминуемо вернется к своему первоначальному кризисному состоянию. 17 января 2002 г. депутаты Верховной Рады приняли закон «О дальнейшем развитии горно-металлургического комплекса», нацеленный на перевооружение отрасли. По его условиям, средства в размере 50% ставки налога на прибыль должны аккумулироваться на специальных счетах и идти только на перевооружение.
Однако проблема состоит в том, что общая рентабельность отрасли резко падает: с 21,3% в III кв. 2000 г. произошел обвал до 6% в ІІІ-ІV кв. 2001 г. А многие предприятия просто стали убыточными.
3. Кредитные ставки, как и год назад, остаются угрожающе высокими. И хотя они снизились с 38% до 32%, но это снижение произошло на фоне существенной ревальвации гривны. Такая стоимость кредитных ресурсов гарантированно делает отрасль неконкурентоспособной на международном рынке, где в связи с рецессией кредитные ставки повсеместно снижаются и не превышают 5% годовых.
Макроанализ
Поскольку металлургическая отрасль является ключевой в Украине, процессы, происходящие в ней, имеют самое непосредственное влияние на макроэкономику нашей страны. Именно металлургическая отрасль стала основой экономических успехов Украины в 2000-2001 гг.
Соединение таких факторов, как проведение масштабного эксперимента и благоприятная мировая ценовая конъюнктура позволили отрасли резко увеличить выпуск продукции при высокой рентабельности ее производства. Огромные валютные поступления позволили частично компенсировать дефицит денежных средств на внутреннем рынке, практически отказаться от бартера и даже укрепить курс гривны.
Экономическому росту способствовали также реструктуризация внешнего долга и переход на единый налог в сфере малого бизнеса.
В 2002 г. действие этих факторов практически прекратится. А неблагоприятные для украинского производителя тенденции в мировой экономике могут привести к кризису в отрасли.
Вытеснение украинской продукции с западных рынков, кризис в Аргентине,
Турции и активное наращивание мощности китайских металлургических предприятий приведет к значительному ограничению экспорта металлопродукции из Украины. Под ограничения на внешних рынках, прежде всего в Европе, подпадают и предприятия России. Это вызовет цепную реакцию — еще большее ограничение импорта украинской металлопродукции на внутреннем рынке России и жесткую конкуренцию с предприятиями России на рынках третьих стран. Украинские предприятия в конкуренции с российскими оказываются в заведомо невыгодных условиях из-за более высокой цены на сырье и электроэнергию. Значительное падение мировых цен (на 50%, см. рис.) и рост внутренних издержек приведет к отрицательной рентабельности отрасли в целом. Если стагнация мировой экономики будет продолжаться (а многие факторы свидетельствуют в пользу этого предположения), цены еще больше упадут. При продолжении стагнации произойдет падение цен на нефть, в связи с чем сожмется рынок России и других стран-экспортеров нефти, сократятся инвестиции в строительство нефте- и газопроводов — потребителей украинских труб. Эти негативные процессы не сможет перекрыть рост потребления на внутреннем рынке Украины.
Препятствует развитию внутреннего рынка и опасная кредитно-денежная политика Нацбанка, направленная на поддержание стабильного курса гривны за счет высоких кредитных ставок.
По сути дела мы видим, что ни один состав Правительства Украины не «угадал» прогнозных темпов роста экономики и уровня инфляции. К сожалению, до сих пор точность прогнозирования развития экономики страны гораздо ниже, чем точность прогноза погоды.
Прогноз же роста ВВП Украины в 2002 г. на 6% вызывает большие сомнения, как и другие показатели госбюджета. Причина — отсутствие стратегического планирования и комплексной программы развития экономики Украины в целом в условиях вхождения ее в глобальное экономическое пространство.
P.S.
Когда верстался номер, стало известно, что металлурги Украины вновь получили льготы. Президент Украины подписал закон «О дальнейшем развитии горнометаллургического комплекса (ГМК) Украины». Согласно документу, предприятия ГМК будут обязаны перечислять только 50% налога на прибыль. Остальная сумма будет направлена на реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, 70% сбора за загрязнение окружающей среды будет использоваться предприятиями на осуществление природоохранных программ.
Журнал "Нефть и газ", февраль 2002, №1(37)
Комментарии
Добавить комментарий