Сергей Удовик

издатель, писатель, журналист, фотограф, аналитик

Неизвестный Вернадский

Автор: Сергей УДОВИК, специально для «Дня»

 


ПОСЛЕДНЯЯ ФОТОГРАФИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО. 1944 ГОД

Владимир Вернадский, потомок запорожского казака, родился в 1863 г. в семье известного экономиста, преподавателя Киевского университета, родственник писателя В.Г. Короленко.

Украине его имя хорошо известно. Он основатель и первый президент Украинской академии наук. Кроме того, он был академиком Российской Академии наук, членом Чехословацкой и Парижской академий, основателем Радиевого института. Круг его интересов был чрезвычайно широк. Наиболее выдающимся его достижением является учение о биосфере и ее переходе в ноосферу. Но не менее интересна и его концепция возникновения жизни на Земле. Занимаясь геологическими исследованиями, он обратил внимание, что в геологических временах зарождения жизни не было. Более того, все указывало на то, что во все времена живое происходило всегда из живого. В то же время все опыты по синтезу живого из неживого вещества давали отрицательные результаты, и нет никаких предпосылок для успеха в этом направлении. Отсюда он заключил, что «начала жизни в том Космосе, какой мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого Космоса. Жизнь вечна постольку, поскольку вечен Космос, и передавалась всегда биогенезом... Это верно и для всего бесчисленного хода времени космических периодов истории Земли. Верно и для всей Вселенной». Он опирался в своих выводах на идею Г.Э. Рихтера о вечности жизни в Космосе. Рихтер считал жизнь не земным, а космическим явлением. В. Вернадский обращал внимание на то, что жизнь в латентном состоянии — в спорах, семенах или цистах может сохраняться на протяжении неопределенного времени, возможно, и геологических веков, т.е. почти безгранично. Более того, он выдвинул идею о том, что, наряду с сохранением количества материи и энергии в пространстве, в биосфере существует закон сохранения количества вещества, охваченного жизнью. Он пишет: «Создание массы живого вещества и ее сохранение метаболизмом неизменно во время его существования».

Из этой революционной идеи следует ряд выводов. Прежде всего, В. Вернадский указал, что все живые организмы связаны с окружающей их материально-энергетической средой. Эволюция жизни на Земле под влиянием Космоса привела к возникновению биосферы, и в ходе дальнейшей эволюции, проникаясь космической энергией, биосфера становится главной геологической силой. С появлением человеческого разума возникает ноосфера. «Ноосфера — биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть, миллиарды лет процессом, создавшим homo sapiens faber, не есть кратковременное и проходящее геологическое явление, — пишет В. Вернадский. — «Цивилизация культурного человечества» — не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически, сложившейся организованности биосферы...» Идеи вечности и безначальности жизни, тесно связанные с ее организованностью, приводят еще к одному фундаментальному выводу — к наличию коренного отличия живого от мертвого, а это должно свестись к какому-то различию энергии и материи, находящихся в живом организме, по сравнению с теми формами, которые изучаются в физике и химии, т.е. в обычной косной, безжизненной материи. В. Вернадский отмечает девять планетных свойств жизни, среди которых следует отметить первый биогеохимической принцип — биогенная энергия стремится в биосфере к максимальному проявлению, и второй биогеохимический принцип — при эволюции выживают те организмы, которые своей жизнью увеличивают биогенную геохимическую энергию. Анализируя отличия между живой и неживой материями, В. Вернадский обратил внимание, что в ньютоновской картине мира не было места необратимым процессам, кроме того, существует принцип Карно, гласящий, что энтропия мира с течением времени неизменно увеличивается, т.е. с ходом времени увеличивается количество отработанной энергии, не могущей никаким известным нам путем быть направленной на работу. Другими словами, однородное пространство — время — не может обладать обычными векторами. В отличие от физического пространства, в жизни «происходит не уменьшение свободной энергии в космической среде, а ее увеличение. В этом отношении жизнь действует обратно правилу энтропии». Более того, для жизни характерен необратимый процесс — никогда не наблюдается образование живого организма из косной материи без участия другого живого механизма (принцип Ф. Реди).

Этот необратимый процесс идет все время в одном направлении, не останавливаясь и не возвращаясь назад, представляя в совокупности единый эволюционный процесс, причем в нем находит все более функциональное выражение формирование центрального нервного аппарата — мозга. Эта векторная направленность эволюционного процесса побудила В. Вернадского ввести понятие биологического времени — времени, связанного с жизненными явлениями и протекающего в пространстве, отвечающем живым организмам, обладающим дисимметрией. Это время, в отличие от изотропности времени в неживой материи, выражается полярными векторами, причем отсутствуют указание о его начале и его конце. Особое внимание В. Вернадский обращает на дисимметрию живых организмов — т.е. появление левых и правых форм, нарушение симметрии, явление, полностью отсутствующее в неживой природе. Как обнаружил Л. Пастер, в живых организмах устойчивы только правые формы материи, т.е. пространство, занятое жизнью, благоприятствует сохранению только этих молекулярных структур. Живые организмы могут усваивать (поедать) правые антиподы и не трогают левые (избегают их).

В биологии известно множество явлений, подтверждающих принцип дисимметрии, в частности, моря наполнены одностворчатыми раковинами, завитки которых направлены слева направо, подобно движению Земли, и лишь очень малое число видов составляет исключение.

Принцип дисимметрии является лишь частным случаем более общего хорошо известного явления — правое-левое. Правизна и левизна, сводимые к правым и левым структурам атомов, химически идентичны в неживых телах и различны в живых. Особенно явно это явление проявляется в человеке, у которого правизна резко отлична от левизны, в том числе и химически. Это не только известно в быту, но и проявляется на ментальном уровне — функциональном отличии правого и левого полушарий, и психологически, на что особое внимание обращал К.Г. Юнг. Изучая сновидения пациентов и символизм гностиков и алхимиков, он показал, что движение влево равносильно движению в направлении бессознательного. Символизм различных народов мира практически единогласно указывает, что движение влево — это зло, а левая сторона — «дурная». Так, свастика — древнейший и практически всеобщий для древних культур символ — олицетворяла солнечный проход по небесам, превращение ночи в день и плодородие. В то же время в Индии форма поворота концов свастики против часовой стрелки (влево) означала ночь и черную магию, символизировала смерть и разрушение. Движение вправо, отмечал К.Г. Юнг, было «правильным», оно было направлено к сознанию.

Существование различий между биологическим временем и временем в неживой природе и различных свойств живой и неживой материй приводит к понятию различных свойств разными геометриями. И если обычная материя подчиняется законам эвклидовой геометрии, а теория Эйнштейна опирается на геометрию Римана, пространств, занимаемых живыми организмами и неживой материей, и этим пространства характеризуются, то геометрия, отвечающая пространству внутри живого вещества, по мнению Вернадского, не разработана. После обсуждения проблемы с геометрами, в частности с академиками Н.Н. Лузиным и профессором С.В. Фениковым, В. Вернадский пишет: «Возможно, это одна из геометрий типа Римановских, может быть, одна из геометрий указанных, но не разработанных Картаном. Эта геометрия сводит все пространство к точке, снабженной зародышем вектора».

Пространство, занятое живым веществом, должно характеризоваться полярными векторами, неравенством правизны — левизны, иметь особое биологическое время со своими свойствами. И в нем должны отсутствовать плоские поверхности и прямые линии, не встречающиеся в живых организмах. Так, в частности, симметрия живых организмов отличается кривыми линиями и кривыми поверхностями, характерными для Римановой геометрии. При этом В. Вернадский допускает, что «в нашей реальности существуют явления перехода состояний пространства, геометрически разных, одно в другое». Следует указать, что квантовая физика, описывающая мир объектов, меньших 10 - 3 см

3 , оперирует законами, принципиально отличающимися от физики Ньютона. Этот мир обладает дуальным корпускулярно-волновым характером и подчиняется вероятностным законам, т.е. в нем отсутствует закон причинности. Но жизнь, подчеркивает Вернадский, существует на молекулярном уровне, в объектах размером по крайней мере до 10 - 6 см 3 , т.е. эти живые объекты подчиняются законам квантовой физики. То есть жизнь существует в таких столь разных мирах. Идеи Вернадского хорошо согласуются с современной психологией. Фрейд описал дуализм влечений человека.

Первое влечение, Танатос — стремление к смерти, к разрушению — желание вернуться в бессознательное, в лоно матки, в эмбриональное состояние, т.е. соответствует энтропии неживой материи. Ему противостоит другое влечение — Эрос, или либидо, — стремление к жизни, к творчеству, к знаниям, стремление к новому и разрушению косности и рутинности. Это влечение соответствует увеличению свободной энергии в космической среде.

А теперь попробуем сделать некоторые выводы из идей Вернадского.

1. Биологическое время у каждого живого организма отличается от физического времени. Так, если внутреннее время человека течет медленнее, чем физическое, он успевает сделать большой объем работы, меньше устает и в физическом времени медленнее старится. Верно и обратное. Более того, с развитием сознания человек сможет научиться управлять внешним, физическим временем, другими словами, он сможет его сгущать и разрежать.

2. Вернадский отмечал, что «размножение всякого живого вещества, в том числе людского», идет в геометрической прогрессии. Но это расширение имеет пределы. В то же время рост количества машин — техническая работа человечества — также идет в геометрической прогрессии и тоже, по-видимому, должен иметь пределы. Сейчас расширение усилий человечества пошло в направлении роста и использования информации и знаний, особенно наглядно это проявляется в расширении сети Интернет.

Но это расширение также имеет пределы, поскольку уже сейчас человечество в массе не успевает даже отслеживать новые достижения науки, техники и их прикладные решения. Рост объемов информации и знаний неминуемо приведет к качественному скачку сознания человека — по видимому, к обучению и использованию телепатии. Замечено, что телепатические способности существуют у маленьких детей, что подтверждает их связь с матерью, а также у близнецов, живущих продолжительное время на огромных расстояниях друг от друга, что специально изучалось учеными. Заложенные в человеке телепатические способности вытесняются с началом обучения речи. Возможно, в будущем будут разработаны такие же методики, как сейчас существуют по обучению маленьких детей речи и письму. По крайней мере, К. Леви-Строс отмечал, что человечество, расширяя пространство языка, только усложняет себе жизнь и каждое новое понятие приводит к расширению его толкования языковыми средствами, тогда как народы с примитивной культурой обменивались концептами, в частности, когда они говорили «солнце», то могли передать этим словом столько информации, что для европейца понадобится целая книга.

3. Методология классической науки заходит в тупик. Это связано с тем, что классическая наука рассматривает и признает то, что можно безусловно повторить в результате опыта. То, что нельзя повторить, объявлялось ненаучным. Правда, в области ядерной и квантовой физики наука сделала исключение, согласившись с обусловленной степенью вероятности в повторении определенных событий. И эта область науки оперирует вероятностными понятиями. Но хорошо апробированный аппарат вероятностного подхода не используется в области психологии и паранормальных явлениях. И лишь на примитивном уровне используется в социологии. В то же время, как уже отмечалось, в области живого пространства закон причинности может не работать. Это явление в отношении человека впервые описал К.Г. Юнг в работе «Синхронистичность», вводя понятие «смысловое совпадение», описывающее такие явления, которые происходят с человеком беспричинно, но связаны смыслом. К примеру, если необходимо кого-то встретить, этот человек вдруг звонит или «случайно» встречается на улице, вплоть до более сложных совпадений. Эта работа вышла под одной обложкой с работой выдающегося физика В. Паули, известного принципом Паули в квантовой физике. Паули отмечал, что психология бессознательного К. Юнга вплотную сходится с квантовой физикой. Фактически, К. Юнг рассматривал пограничные процессы между живой и неживой материями. Поведение всех людей носит вероятностный характер, как в броуновском движении, и проследить причинно- следственный ряд их поступков в большинстве случае невозможно. Поэтому в гуманитарные науки следует вводить аппарат вероятностных методов доказательств повторяемости экспериментов.

4. Следует отметить фактор огромной важности, не описанный В. Вернадским, — присущие человеку желание и воля. По-видимому, они могут влиять на полевые процессы в живом организме, а наличие экстремальных ситуаций зачастую приводит к проявлению паранормальных способностей, что неоднократно регистрировалось, но не может быть повторено, поскольку воссоздать экстремальные ситуации невозможно, ведь существует вектор биологического времени, и даже полностью подобная ситуация уже будет находиться в другой точке этого вектора времени. Как говорили древние: «Нельзя вступить в ту же реку второй раз».

5. Развитие сознания людей может привести к окончательному формированию ноосферы Земли, и поле сознания станет общим, как Интернет, и к которому можно будет «подключаться». По крайней мере, совершенно ясно, что идеи не являются продуктом анализа, каким бы фундаментальным он ни был. А процесс синтеза и появление новых идей напрямую связаны с ноосферой, в свою очередь связанной с Космосом.

Выводы можно продолжать и расширять, но мне хотелось бы остановиться еще на другой грани личности В. Вернадского — его нравственных и социальных убеждениях. Я думаю, читателя заинтересуют его мнения и меткие наблюдения эпохи 20—40-х годов и его отношение к революционным событиям. Я дам лишь цитаты из его дневников, которые не нуждаются в комментариях:

30 августа 1920 г.: «Я не могу себе представить и не могу примириться с падением России... Но, с другой стороны, отвратительные черты ленивого, невежественного животного, каким является русский народ, русская интеллигенция, не менее его рабья, хищническая и продажная, то историческое «варварство», которое так ярко сказывается кругом, заставляет иногда отчаиваться в будущем России и русского народа.

Нет честности, нет привычки к труду, нет широких умственных интересов, нет характера и энергии, нет любви и свободы... Ведь русская демократия — это царство сытых свиней».

1927 г.: «Происходит, с моей точки зрения, безумная трата самого дорогого достояния народа — его талантов. А между тем, эти таланты никогда не возобновляются непрерывно. И даже если бы оказалось, что процесс их создания в нашем народе еще длится, всегда одни личности механически не могут быть заменены другими. Надо использовать в данный момент то, что дала сейчас нам жизнь — великий дар прошлых поколений».

21 января 1941 г.: «Полицейский коммунизм растет и фактически разъедает государственную структуру... Поражает убогость и отсутствие живой мысли и одаренности выступающих большевиков. Сильно пала их умственная сила. Собрались чиновники, боящиеся сказать правду».

17 мая 1941 г.: «Говорят, немецкие войска на границе. Думают, что они с нами не будут церемониться... Будущее тревожно. Я уверен в силе русского (украинского и т.п.) народа. Он устоит».

19 мая 1941 г.: «Я боюсь, что социальную лесть и пресмыкательство ЦК партии принимает за реальность, а между тем грозно всюду идет недовольство, и власть, окруженная морально и идейно более слабой, чем беспартийные, массой, может оторваться от реальности. Две фигуры — Сталин и Молотов, остальные незначительны».

16 июня 1941 г.: «Наш строй это ярко показывает, когда миллионы людей превращены — «на время» — в заключенных: своего рода рабство. В конце концов, великие идеи в корне искажаются.

Надо пересмотреть с этой точки зрения Маркса: он ясно видел, что мысль человека создает производительную силу.

Еще больше и глубже это проявляется в ноосфере. Но для этого необходимое условие — «свобода мысли».

Газета «День», №202, суббота, 30 октября 1999

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.