Сергей Удовик

издатель, писатель, журналист, фотограф, аналитик

Нельзя декларировать западный путь развития и сохранять восточный тип мышления

Автор: Сергей УДОВИК, директор издательства «Ваклер»

 

Из психологии известно, что личность при развитии проходит три стадии. По Фрейду, это стадии Ид, Эго, Супер-Эго. Эти стадии более подробно проанализированы современным психологом Лаканом. Он их назвал стадиями реального, воображаемого и символического.

Эти же стадии можно отнести и к развитию общества. Можно утверждать, что наше общество находится на первой стадии — стадии реального, и лишь начинает переходить на стадию воображаемого — это стадия идентификации страны и стадия социальная — личность ставится в центр общества.

Третья же стадия символизирует закон и любовь — то есть все общество признает верховенство Закона и руководствуется любовью к ближнему, то есть к миру.

В качестве примера, особенно явно характеризующего отличие нашего и западного подходов к миру, можно привести дату празднования Рождества. Хорошо известно, что католическая и греческая православная церкви празднуют Рождество 25 декабря — по григорианскому календарю. Русская и украинская православные церкви — 7 января, по юлианскому календарю. В юлианском календаре средняя продолжительность года на 11 мин. 14 сек. больше тропического, и за 128 лет накапливается ошибка в целые сутки. Папа Григорий ХIII в специальной булле Inter gravissimas 1582 г. привел в соответствие календарную дату с астрологическим явлением, сдвинув год на 10 дней. В России же ввели григорианский календарь лишь после революции, руководствуясь, конечно же, отнюдь не церковными соображениями. Русская же православная церковь осталась верной юлианскому календарю, следуя вполне понятным для церкви соображением — она сохраняла более старый обычай.

Светская власть, декларируя отделение церкви от государства, закрепляет 7 января в качестве праздничного, тем самым перенося консерватизм церкви в светскую жизнь и внося путаницу в головы людей, поскольку, если человек православный, то не должен праздновать Новый год, ибо в этот день — строгий пост. Для католика или протестанта Новый год — завершающий день праздника Рождества, тогда почему 7 января — выходной день? Более того, с 2101 года православное Рождество выпадает на 8 января по григорианскому календарю, значит выходной день надо будет переносить? И так каждые 128 лет.

И здесь мы подходим к истокам наших различий с западными странами, откуда будет понятно, почему нам так трудно дается западный путь. А истоки эти лежат в отличиях между католическим и православным христианством. В христианстве существует доктрина privato boni. Его трактовка в православии и католичестве существенно отличается, что создает чрезвычайные трудности в переводах латинских трактатов. В православии принят перевод «отсутствие добра». То есть православие исходит из бинарной системы — добро — зло. Или то, или другое. Рай — Ад, Земля — Небо. И так далее. В католичестве же этот термин трактуется как «отъятие добра». То есть зло есть просто уменьшение добра, и, таким образом, зло и добро не разделены категорично, между ними существует как бы плавный переход. Поэтому в католичестве между Адом и Раем появляется Чистилище. Эта система привела к тому, что между Землей и Небом появился человек — не токмо тварь божья, но именно Личность, а это привело к развитию гражданских свобод, гражданских прав и гражданского общества, когда государство служит человеку, а не человек государству. Этому способствовала реформация — фактически эта революция была направлена на право мыслить: прихожанин получил право общаться с Богом напрямую, минуя пастыря. Отсюда ясно, почему Россия развивалась по совершенно иному пути. Прежде всего — церковь от государства никогда не была отделена, сначала всегда было государство, потом уже личность. Отсюда и общинность, «государевы люди», и «пусть я буду плохо жить, зато государство самое лучшее, самое сильное» и т.д.

Большевики оторвали народ от христианства, ввели григорианский календарь, в какой-то мере приблизили народ к Западу, но заменили православие на коммунизм — ту же бинарную религию. Рабочий — буржуа, СССР — США, Мы — Они, свой — чужой, кто не с нами, тот против нас. А вместо Рая — Коммунизм. И государство — превыше всего. А вместо общины — колхоз. Поэтому коммунизм лег на благодатную почву, и у него оказалось столь много приверженцев.

Сравнивая два пути развития, можно отметить достоинства у западного пути — родство с прогрессом, новейшие технологии, и отсюда высокий уровень жизни, примат Личности над Государством. Система экономически самодостаточна. Недостатки — индивидуализм, массовая культура, наркомания, высокий процент самоубийств.

Достоинства у восточного пути — чувство общности, милосердие, культурная самобытность, более глубокое восприятие жизни, более высокий уровень нравственности. Система духовно самодостаточна. Недостатки — чуждость прогрессу, а отсюда и низкий уровень жизни, примат Государства над Личностью. Вернее — отсутствие личности, подавление инакомыслия. Экономический прогресс возможен только при внешних вливаниях в систему или путем распродажи природных запасов, или благодаря внешним заимствованиям, или в результате обнищания народа.

Декларировать западный путь развития и сохранять восточный образ мышления — значит запутывать не только людей, но и самих себя. Американский философ С. Хантингтон пишет: «Идеи индивидуализма, либерализма, конституционализма, прав человека, равенства, свободы, власть закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства имеют слабый резонанс в исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддистской и православной культурах». Это подтверждает и то, что в славянских, но католических Польше, Словакии и Чехии реформы идут, а в православной России происходит откат назад. А водораздел как раз проходит по Украине.

Как следствие резкого сокращения как внешних вливаний, так и «жировых запасов», оставшихся от СССР, у нас стали активно пропагандироваться старые методы управления, единственно возможные для первой стадии развития общества. Можно сравнить бинарное отношение в обществе с бинарной системой компьютера. В компьютере нужны программы, и для такого общества нужны программы. И госрегулирование. Но тогда надо забыть о новых технологиях, информационном взрыве и учесть, что изменения сейчас происходят быстрее, чем будет написана программа. Декларируя усиление госрегулирования, следует быть последовательным до конца, забыть о западном пути развития, запретить свободу слова в любых выражениях, взять на учет пользователей Интернета, как в Китае, национализировать собственность, отгородиться от западной цивилизации и законсервировать себя на уровне технологически отсталого общества. Интеграция же в Европу и экономический рост возможны лишь после развития гражданских свобод и гражданских институтов, что и требует в первую очередь Совет Европы, а у нас эти требования воспринимаются как назойливые мелочи.

А теперь вернемся к трем психологическим стадиям Лакана. Как я уже написал, наше общество только осваивает вторую стадию развития — стадию воображаемого. Это стадия, когда человек идентифицирует свое Эго. И он ставится в центр развития — в центр государства. То есть он превращается из сущности, которая думает о еде, питье и материальном обеспечении в Личность. После этого он переходит к третьей стадии. Стадии символичного, к примату Закона над всеми гражданами без исключения и изъятия. На Западе законы — это символический акт. Поэтому Закон и выделен в отдельную сферу — законодательную. У нас же существуют два официальных законодательных центра — Верховная Рада и президент и третий центр — полуофициальный законодательный орган — Кабинет Министров вместе со своими структурами, как, например ГНАУ, постановления которых на уровне реального доминируют над законодательными актами первых двух центров, хотя на уровне символического они могут быть и недействительными. Да и вообще, законодательные акты воспринимаются как какая-то игра в законы, когда выгодно — применяю, невыгодно — не применяю, и те, кто их создает, по-моему, серьезно к ним не относится, иначе не возникало бы столько казусов. И идет трансакционная игра — кто больше примет/отменит законов. Это сопровождается постоянными взаимообвинениями между президентом и Верховной Радой, и эта двойственность опять таки вносит путаницу в головы людей, отражая путаное отношение ко всему — одной ногой Украина стоит в западной цивилизации (Новый год), а второй — в восточной (7 января).

Поэтому совершенно не стоит удивляться, что «реформы» не идут, производство падает, а долги по пенсиям и зарплатам растут. Наоборот, удивительно то, что производство падает медленно и долги по пенсиям и зарплатам растут не так быстро.

В западных странах создана достаточно эффективная система контроля за выполнением законов со стороны общества — это и полностью независимая пресса (независимая именно от государства), это законодательное закрепление существования оппозиции, это гражданский контроль на всех уровнях исполнительной власти и местное самоуправление. И прежде всего возможности влиять на его деятельность не только во время выборов, а в течение всего времени деятельности исполнительной власти. Более того, даже свято соблюдаемая тайна личной жизни не может распространяться на публичного политика, Публичная политика — это открытая жизнь политика. Эти общества еще называются «открытыми», как сказал К.Поппер, подразумевая под «открытым обществом» не только открытость его для контроля, но и открытость для самых разных идей и мнений, так как никто не может гарантировать, что абсурдная сегодня идея не окажется блестящей завтра. А открытость идей, даже просто их наличие — это уровень символического. У нас же общество закрытое, и только в последнее время оно начало со скрипом приоткрываться.

Из вышесказанного ясно, что пост президента — это характеристика развитой демократической страны, которая находится на уровне символического. Если существует развитое демократическое общество и гражданские институты контроля, то президент может только ускорить развитие общества, регулируя баланс между прогрессом и консерватизмом, если под консерватизмом понимать его достоинства — сохранение позитивных достижений в ходе развития общества и моральных ценностей. При разумном подходе к консерватизму и нужна борьба идей, поскольку то, что было передовым сегодня, может стать тормозом завтра.

В случае закрытого общества, в условиях отсутствия гражданских свобод, наделяя президента чрезмерными полномочиями, мы можем скатиться в авторитарное, а затем тоталитарное государство. Что у нас и происходило и чему подтверждение — Беларусь. Убрав же пост президента, мы рискуем навсегда остаться азиатской страной, поскольку коллективный разум всегда более консервативен и всегда тянет назад, к бессознательному. По-видимому, президента надо освободить от законодательной сферы, но усилить его возможности по стимулированию принятия новых законов или обеспечения их коррекции. Для быстрого вхождения в западную цивилизацию и сохранения своих ценностей нужна филигранная техника и понимание экзистенции происходящих явлений. Лучшее, что присуще этим двум путям развития, сейчас находит отражение в формировании посткапиталистического общества, но это уже предмет другого рассмотрения. Поиск же третьего, «особого» пути развития — это Майя, Иллюзия, и она очень умело может очаровывать и сбивать путника с его пути. Хотелось бы, чтобы Украина сняла покров Майи и определилась до того момента, когда она в очередной раз, но уже безвозвратно, окажется в руинах.

Газета «День» №34, среда, 24 февраля 1999

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.