Сергей Удовик

издатель, писатель, журналист, фотограф, аналитик

Остается посылать вооруженные войска на фирмы, чтобы выколачивать деньги

Или менять систему управления

Автор: Сергей УДОВИК
 

Человечество вступает в новую эпоху, эпоху доминирования информации и знаний. «Третья волна», по выражению Тоффлера, все более активно смывает индустриальное общество, освобождая место для общества информационного. Восприимчив

Казалось бы, в Украине создана современная система управления — Президент, Верховная Рада, Кабинет Министров, новая Конституция вместе с Конституционным судом и т.д. — все, как в самых развитых странах, но если присмотреться внимательно, то за фасадом мы увидим традиционную потемкинскую деревню, а точнее — систему управления, так гениально внедренную товарищем Сталиным. Модель управления по Сталину также содержала все атрибуты цивилизованного государства: конституцию, Верховный Совет, Совмин, Генерального секретаря — аналога Президента. В чем же заключалась гениальность изобретения Сталина? А в том, что он персональную ответственность на высших уровнях власти заменил коллективной ответственностью, а если говорить по сути — то коллективной безответственностью. Все решения принимались высшим органом партии — Политбюро, но ответственность за эти решения нес Совмин и далее по нисходящей. А Верховный Совет лишь регистрировал «мудрые» решения Политбюро, чтобы разорвать связь между отдающими указания партийными органами и исполнителями, сохраняя, таким образом, девственную непорочность партии. Система, когда за принятие решения никто персонально не отвечал, привела к деградации руководящих органов и росту числа посредственностей на всех уровнях власти — т.е. таких людей, которые могли только исполнять, но отнюдь не творчески мыслить, а тем более брать под сомнение указания, исходившие от Политбюро. Эта система незыблемо защищала власть Сталина от любых происков и от любых идей, и с таким же успехом могла работать, будь на месте Сталина любой, даже недееспособный человек, что мы и увидели на примере Брежнева.

Эта система практически без изменений оказалась сохраненной в Украине. Кто несет персональную ответственность за падение производства, невыплату пенсий и зарплат, тотальное обнищание населения? Президент? — Нет. Никакой ответственности Президента за это действующей Конституцией не предусмотрено. И никакая политическая сила за это не отвечает. Может несет ответственность Верховная Рада? — Нет. Нигде не записано, как и чем должно отвечать так называемое «ситуативное большинство» (!) за экономически или политически вредный закон или постановление.

Может быть, отвечает Кабмин? — Нет. Даже если Президент поручает Кабмину сделать что-то. Как может Кабмин — коллективный орган — нести персональную ответственность? Ну а про нижние уровни системы управления и говорить нечего. Масса министерств и проверяющих органов создает подчас невероятные инструкции и директивы, совершенно не отвечая за их последствия. А страна все больше разваливается. Кто же виноват? Президент и Верховная Рада занимаются взаимообвинениями и вместе обвиняют Кабмин, а Кабмин вину перекладывает на мировой кризис. И все вместе недовольны народом, который не платит налоги, требует пенсий и зарплат и не хочет вкладывать припрятанные деньги в производство, тем самым создавая проблему для верховной власти. Создается первая иллюзия, что причина наших трудностей лежит только в «не том» президенте и в «не тех» депутатах. А вот если выбрать «правильного» президента и «честных» депутатов, то все пойдет, как по маслу. Можете не сомневаться, что при созданной сталинской системе коллективной ответственности (вернее, безответственности) даже самый гениальный президент и лучшие в мире депутаты придут к тому же, что мы сейчас имеем, если они не изменят систему управления. Все гениальные идеи увязнут и растворятся в коллективной ответственности, а энергия уйдет на контроль и поиск крайнего. А для созидания времени и сил уже не остается. Очень характерное подтверждение этому — Указ «О дерегуляции», инициированный Президентом и поддержанный Верховной Радой. Отличный указ. Ну и что? Результат — еще большая регуляция. Сталинская система живет и процветает. Только вместо КГБ теперь Государственная налоговая администрация. С тем отличием, что КГБ действовало избирательно, а ГНА разрушает целые организации. И вы думаете, что она виновата? — Нет! В этой системе она именно так и должна работать. Выбивать деньги любой ценой, не взирая на последствия. Потому что деньги на неэффективное управление нужны сейчас, а последствия будут потом. Сталинская система коллективной ответственности и коллективного принятия решений, возможно, была хороша в 30—40 годы. Но на пороге ХХI века, в условиях несоизмеримо ускорившихся экономических процессов, огромных потоков информации и чрезвычайно быстрых изменений внешней среды эта система способна раздавить любую страну. Она уже похоронила СССР, при его-то ресурсах. Сейчас мы наблюдаем, как под весом этой информационной системы трещит и разваливается экономика Украины и государственная машина не просто пробуксовывает, а начинает приходить в противоречие сама с собой. Как сказал Э.Тоффлер, централизованные средства индустриального общества подобны доктору, который слепо приписывает одно лекарство от всех болезней, будь то перелом бедра или опухоль мозга.

Иллюзия вторая — это выгодно тем, кто наверху? — Нет! Подавляющему большинству — не выгодно. Подавляющее большинство высших госслужащих работает по 15 — 16 часов, включая выходные, и, видимо, пытаются сделать как лучше, но в этой системе получается «как всегда» — еще больший развал гарантирован. Может, выгодно приближенным бизнес-структурам? Да, так было до какого-то времени. Но сейчас уже делить практически нечего, износ основных фондов — критический, а созидать при такой системе невозможно, в результате началось почкование — партии стали делиться на тех, у кого еще есть деньги, и на тех, у кого их уже нет. Крупный бизнес обнищал, а мелкий вообще влачит жалкое существование на грани выживания.

Крупный бизнес может быть крупным в западном понимании (а украинский крупный бизнес — это малый бизнес в США), если есть платежеспособное население. А среди нищего населения нет условий для возникновения любого бизнеса. Конечно, можно сказать, что осталась для дележа еще земля. Но если продавать землю с условием, что она будет обрабатываться и будет постоянный рост урожайности, в противном случае ее будут безвозмездно национализировать, то, я думаю, не так много желающих будет ее покупать для спекуляций, а те, кто купит, действительно будут внедрять новые технологии, что нужно дополнительно стимулировать налоговыми льготами.

Иллюзия третья. Благодаря нищему населению можно на малых зарплатах получать конкурентоспособную экспортную продукцию. Это самая большая иллюзия. Наши малые зарплаты при сталинской системе безответственности приводят к чрезвычайно дорогой и низкокачественной продукции.

Проиллюстрируем это на примере.

Для того, чтобы вырыть за месяц большой котлован, нужно собрать 100 рабочих с лопатами, 10 бригадиров и 2 начальника смены. То же самое за несколько дней сделает один машинист на мощном «Катерпиллере». Этот машинист может получать в 50 раз большую зарплату, чем рабочий, но все равно экономия фонда зарплаты будет огромная. А если учесть налоги, бесхозяйственность (тьфу, безответственность), а потом еще и окажется, что котлован вырыли не в том месте, то мы придем к выводу, что дело не в дешевом труде, а в чрезвычайно низкой фондовооруженности, отсутствии ресурсосберегающих технологий, квалифицированных кадров и, самое главное, в их причине — порочной системе управления. Вот поэтому в США при средних зарплатах, в 80 раз превышающих наши, стоимость бензина такая же, как у нас, продукция сельского хозяйства дешевле, а арендная плата сравнима с нашей при лучшем сервисе. И после этого можно все свои ошибки валить на мировой кризис. Но кризис в переводе с греческого — это суд. Это суд над глупостью, непредусмотрительностью и безответственностью за страну. Поэтому в результате мирового кризиса выигрывают те страны, где экономика основана на здоровом начале и рациональной системе государственного управления. США в результате кризиса только окрепли, о чем говорит индекс Доу-Джонса, достигший отметки 10000 даже раньше прогнозируемого срока. Этот и ряд других показателей и позволили финансовым магнатам США заявить, что кризис закончился. Но их кризисы к нам отношения не имеют, поскольку кризис у нас системный со дня независимости, и наследственный, полученный от СССР. А что же делать в Украине? Послать вооруженные войска на фирмы трясти деньги? Или менять правила игры? Наверное, разумнее сделать второе. Нужно менять систему управления таким образом, чтобы в ней посредственность и некомпетентность не могла долго задерживаться. Т.е., надо вводить личную ответственность, начиная с высших этажей власти. Но этого мало. Чрезвычайно опасно, когда за глобальные решения, касающиеся всей страны, будет отвечать только один человек или группа лиц. Поэтому система управления будет работать лишь тогда, когда за личностью, принимающей на себя ответственность, будет стоять партия и вместе с ней будет нести ответственность за решения, принимаемые этой личностью или группой лиц. Только тогда система управления станет системой эффективного управления.

Газета «День», №91, суббота, 22 мая 1999

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.