Сергей Удовик

издатель, писатель, журналист, фотограф, аналитик

Технологическая революция

16 бюджетных копеек на информационный прорыв

Автор: Сергей УДОВИК
 

В настоящее время мир переживает очередную технологическую революцию, ключевым элементом которой является передача, обработка и использование информации. На наших глазах происходит становление нового общества — информационного, основанного на объединении в сеть интеллектуальных ресурсов человечества. Все это приводит не только к изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности, но и к новой философии жизни и путей развития мировой цивилизации. Как и другие технологические революции — появление двигателя внутреннего сгорания или электричества — новая революция заставляет переосмысливать многие устоявшиеся архетипы поведения и хозяйствования и строить самые различные футурологические прогнозы и альтернативные оценки. Единство мнений существует лишь по одному ключевому элементу этой революции — необходимость и важность всемирной сети или Интернета признается всеми.

Фактически, информационная революция и началась с появлением Интернета. Интернет становится ключевым элементом в обеспечении личной и корпоративной коммуникации, необъятным хранилищем и источником информации, средой обучения и организации бизнеса и даже для определенной части людей — средой обитания.

Количество узлов Интернета и участников этого рынка становится одним из важнейших показателей уровня развития страны. Степень развития этой среды характеризует и степень развития демократии. Интернет разрушает иерархическое построение общества индустриальной эпохи, но, как и любые качественно новые технологии, заключает в себе вместе с огромными возможностями и определенную опасность.

Интернет превращается в аналог коллективного бессознательного, и в зависимости от умения обращения с ним существуют два пути — или разум человека поглощается Интернетом, вовлекая его и растворяя личность в мире виртуальной реальности, или Интернет становится средством мощнейшего расширения ресурсов человека.

Другими словами, он начинает выполнять роль естественной интерфейсной системы, неограниченно расширяя возможности органов чувств человека.

Интернет позволяет:

1. Практически мгновенно вступать в контакт с любым пользователем Интернета в любой точке земного шара, проводить Интернет-конференции и совещания в режиме реального времени и в мультимедийном режиме.

2. Получать доступ к неограниченному объему информации.

3. Общаться с любыми референтными группами и представителями различных элит, тем самым ликвидируя фактор статусных различий. Однако появляется другой негативный фактор — пользователи Интернета получают благодаря нему статусное преимущество по сравнению с другими членами общества.

4. Использовать его в качестве средства досуга и развлечения.

5. Выступать в качестве обучающего инструмента: пользователь по своему желанию может формировать любые образовательные программы с привлечением специалистов разного уровня.

6. Осуществлять ведение бизнеса: бизнес-коммерция, банковские платежи, электронная торговля акциями и др., т.е. то, что получило название «business to business».

7. Рекламировать товары и услуги.

8. Обеспечивать личную мобильную связь и повышать комфорт существования, вплоть до обеспечения управления на расстоянии работой бытовой техники, автомобилем, осуществлять контроль за детьми и т.д.

9. Значительно повышать эффективность взаимодействия граждан и правительства, оперативно реагировать на изменение ситуации в различных регионах страны и адекватно учитывать мотивационные настроения общества.

10. Организовывать СМИ в режиме реального времени.

Не удивительно, что обладая такими возможностями и ресурсами, Интернет чрезвычайно бурно развивается, тем самым еще более увеличивая свои возможности.

По состоянию на март 2000 г. в мире существовало около 5 млн. Web-серверов (сетевых серверов), а общее число представленных в сети Интернета Web-страниц составляло около 1 млрд.

В 1999 г. Интернетом пользовались 200 млн. человек, из них почти половина приходится на США. В настоящее время число потребителей сети превысило 400 млн., из них в США — более 150 млн.

В Украине на 1 апреля 2000 г. ориентировочное количество Web- серверов составляло от 3,5 до 4,5 тыс., а общее число Web-страниц достигло 1 млн.

Однако, несмотря на динамичное развитие среды Интернета в Украине, она весьма существенно отстает от других развитых стран.

По данным Всемирного банка число узлов Интернета, приходящихся на 10 тыс. человек по состоянию на январь 1999 г. составляло: в США — 1131,5, в Германии — 160, в Японии — 133,5, в Польше — 28, в России — 10, а в Украине — всего лишь 3,13. Не правда ли, этот показатель очень наглядно отражает уровень жизни в соответствующих странах?

При этом большая часть участников рынка Интернета находится в Киеве, по числу сайтов в домене ua Киев (kiev.ua) намного опережает другие города Украины. А во многих областных центрах число сайтов можно перечислить на пальцах.

Тем не менее эта среда в Украине активно развивается и самоорганизуется. Если на западе развитию Интернета способствуют требования бизнес-среды, то в Украине мощным стимулом привлечения новых пользователей является политический фактор — например, кассетный скандал резко увеличил число обращений к электронным СМИ.

Объединение провайдеров Украины в ассоциацию ИнАУ и создание ими точки обмена Интернет- трафиком также послужило дополнительным фактором развития контент-проектов.

Ключевым звеном в работе с информационными ресурсами Интернета является поисковая система.

1 февраля 2001 г. в УНИАН компания УкрНет представила запуск первой очереди web-холдинга «Аванпорт» (www.avanport.com), ключевым звеном этого контент- проекта является поисковая бесплатная система, предназначенная для работы на трех языках: украинском, русском и английском, и охватывающая более 6000 сайтов в домене ua.

Разработчики новой системы постарались учесть достоинства уже существующих в украинском Интернете поисковых систем, и дополнительно предоставляют возможность поиска не только по описаниям сайтов, но и по изображениям и музыкальным сайтам. Поиск на украинском и русском языках поддерживается с учетом морфологии. Отличительной чертой указанной системы является предоставление не только описания ресурса по его посещаемости, что позволяет дополнительно оценить достоверность и полезность информации, но и возможности каждому зарегистрированному сайту организовать поиск и по своему сайту, и по всему украинскому Интернету. При этом есть возможность поддержки настройки пользовательского интерфейса. Также новая поисковая система позволяет осуществлять реконструкцию текста. Таким образом, появление на украинском рынке еще одной мощной поисковой системы несомненно придаст динамизм развитию и усовершенствованию этих систем.

Кроме этого, указанный холдинг предоставляет к услугам пользователя крупнейший портал по трудоустройству, автопортал, портал развлечений и центр обмена информацией и общения в режиме реального времени.

На данном примере мы видим, что увеличение мощности украинского Интернета привлекает к нему больше пользователей, которые, в свою очередь, стимулируют развитие сервисного обслуживания и развитие всего Интернет-пространства Украины.

Интернет-среда в настоящее время является мощным фактором развития мировой экономики. При этом в последнее время наблюдается переосмысление направлений деятельности фирм, связанных с этим виртуальным рынком. Так, не оправдались надежды на эффективное использование электронной коммерции среди таких групп товаров, как одежда, в связи с чем фирма «Levi Strauss» свернула деятельность по продаже своей продукции через Интернет. В то же время основная доля рынка информационных технологий приходится именно на разработки в среде Интернета, в частности, веб-дизайн, развитие СМИ, контент-проекты, реклама, торговля акциями, минуя биржи и многое другое.

Успешность развития украинского Интернета в первую очередь зависит не только от динамики развития этой среды в Киеве, но и от активного подключения к этой среде других региональных центров. Следует отметить, что эта проблема находит понимание и на государственном уровне, подтверждением чему служит Указ Президента «О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечения широкого доступа к этой сети в Украине» от 31 июля 2000 г.

Однако широкому развитию сети Интернет в Украине мешает прежде всего крайне низкая покупательная способность населения и легендарные «плохие дороги», т.е. плохие коммуникационные каналы. И если правительство Сингапура проводит акцию по бесплатному подключению 30 тыс. беднейших семей, чтобы не допустить их информационной изоляции, то для Украины это пока остается неосуществимой мечтой.

В то же время законодательное обеспечение работы в среде Интернета, интернетизация школ, организация оптоволоконной связи между городами Украины — это вполне по силам государству, особенно если учесть маломощность украинских фирм. Этими и другими вопросами сейчас активно занимается Государственный комитет связи и информатизации Украины. Однако, с учетом объема выделенных в бюджете на 2001 год средств на национальную программу информатизации (16 коп. на каждого жителя Украины), вряд ли можно ожидать большого прорыва в этом направлении в ближайшем будущем.

Газета «День» №23, вторник, 6 февраля 2001

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.