Автор: Сергей Удовик
Масштабные геополитические изменения последнего десятилетия кардинально отразились на конфигурации военно-политического взаимодействия экономически развитых стран. Большинство из них начинают по-новому выстраивать свои системы национальной безопасности. В то же время эти изменения застали врасплох политическую элиту Украины, формировавшуюся в рамках противостояния НАТО — Варшавский договор. К тому же концепция внешней политики Украины, созданная в первые годы независимости, в настоящее время безнадежно устарела. За пришедшей ей на смену многовекторностью фактически скрывается растерянность украинской элиты перед трудно воспринимаемыми ею процессами глобализации.
В 1997 году военные расходы европейских стран НАТО составили $184753 млн., а США потратили $280817 млн. Для европейских стран-членов НАТО эти расходы составили 2,3% ВНП, а для США — 3,6%.
Интеграция Украины в ЕС и НАТО
После распада СССР мощная военная машина НАТО утратила смысл, что и положило начало ее деградации. Дело в том, что европейские военные организации НАТО — это огромная бюрократическая структура. Для того, чтобы жить, она, по закону Паркинсона, должна расширяться. Ей нужен мощный противник, на роль которого обескровленная Россия уже явно не годится. Какое-то время, по инерции, альянс отрабатывал стратегию расширения на Восток, но чем больше стран к нему присоединялось, тем больше он бюрократизировался.
В настоящее время в НАТО входят США, Канада и 17 европейских партнеров. Стержнем и мозговым центром являются вооруженные силы США. С распадом СССР Америка начала интенсивно выводить свои войска из Европы и перебрасывать на другие важные для нее направления. Европейские же страны, почувствовав свою значимость, решили создать самостоятельный западноевропейский военный союз (ЗЕС). Однако события в Югославии 1999 года подтвердили предостережения аналитиков, что европейские структуры НАТО не способны вести самостоятельные действия и отстают от США по уровню военных технологий минимум на 10 лет. Военные действия на Балканах показали, что в Европе нет своей системы координации вооруженных сил, нет транспортных самолетов, истребительной авиации, боевых вертолетов. Словом, вооруженные силы европейских стран НАТО представляют собой фрагментарные части, неспособные к эффективному взаимодействию.
Ситуация в европейских структурах НАТО еще более осложнилась с вхождением в альянс Польши, Чехии и Венгрии. А если к ним добавятся еще 9 претендентов? Ведь чем больше стран, тем продолжительнее процедура согласования, а это прямо противоречит сути военной стратегии. Бюрократия и скорость военного реагирования — вещи не совместимые.
Существует и другая проблема, связанная с вступлением в НАТО. Так, Польше пришлось выделить только для создания необходимой инфраструктуры связи 649 млн. долл. (что значительно больше, чем все затраты на национальную оборону Украины в 2001 году). Но и это — капля в море потребностей. Бывшим странам соцлагеря нужно модернизировать практически все вооружения, к чему они финансово совершенно не готовы. Надо переучивать военных, преобразовывать структуру вооруженных сил и менять философию военной политики в целом. Необходимо обучать военнослужащих английскому языку, иначе будет невозможна коммуникация. Кроме того, придется принимать участие и финансировать акции НАТО в других странах и регионах. Словом, вместо того, чтобы получать, как надеялись эти государства, им придется тратить. И тратить очень много.
Если учесть, что новобранцы Украины последних призывов отличаются очень низким уровнем образования и посредственно знают даже родной язык, то рассуждения ряда политических сил о немедленном вхождении Украины в НАТО свидетельствуют об их крайне низкой компетентности в этой сфере.
Еще более сомнительным выглядит тезис о вхождении Украины в ЕС в 2011 году. Для того, чтобы войти в ЕС, среднедушевой доход должен составлять не менее 50% от среднего уровня европейских государств, то есть не менее 11300 долларов. Из стран-кандидатов в ЕС этому условию отвечают только Кипр, Словения и Мальта. ВВП Польши (4400 долл.) и Венгрии (4900 долл.) значительно отстают от этого показателя. Поэтому их принимают на таких условиях, которые выгодны странам ЕС, в частности, с ограничением миграции рабочей силы. Что уж говорить об Украине с ее среднедушевыми 750 долларами?
Наиболее оптимальным в сфере военного сотрудничества Украины с Европой является ее участие в создании корпуса быстрого реагирования (если, конечно, Европа сможет его создать), а также выполнение программы "Партнерство ради мира" и участие в миротворческих силах ООН. Через эти структуры наши военные реально повысят качество своей подготовки и смогут составить костяк необходимой для Украины мобильной и профессиональной армии.
Новая военная доктрина
Сначала военные стратеги США попробовали изменить вектор противостояния с оси Восток-Запад на ось Север‑Юг. Ведь нужно же как-то задействовать мощные американские вооруженные соединения и авианосцы! Однако события, последовавшие после 11 сентября 2001 года, даже со стороны европейских союзников Америки вызвали массовые протесты против концепции разделения мира по линии Север‑Юг, христианство-ислам. Это заставило Штаты отойти от бинарной схемы и выделить следующие первостепенные угрозы: терроризм, наркоторговля, отмывание теневых капиталов, распространение ядерного оружия, экологическая катастрофа, изменение климата планеты и угроза стабильности мировой финансовой системы. Таким образом, наиболее влиятельные страны начали объединяться уже не по этническому или религиозному признаку, как это было в XX веке, а исходя из системных факторов, представляющих угрозу мировой цивилизации. Так, борьба с терроризмом и наркоторговлей привела к пересмотру отношений между НАТО и Россией. Начались переговоры о создании нового союза 20‑ти (страны НАТО + Россия).
Характерные для прошлого века масштабные вооруженные конфликты между государствами заменяются масштабными торговыми войнами. Здесь наблюдается рост противостояния между США и ЕС, между Японией и Китаем. Возникают крупные региональные экономические союзы, которые стремятся опереться на собственные вооруженные силы. Тенденции мирового развития таковы, что через 10‑15 лет закончится формирование 6‑7 мощных региональных экономических центров, вооруженные силы которых будут поддерживать их экономическую безопасность. Вероятно образование и межрегиональных союзов по решению общемировых угроз; как это мы наблюдали в случае с Афганистаном, а также, по-видимому, возрастет роль Совета Безопасности ООН.
Позиция Украины в условиях глобализации
Перед Украиной стоит крайне ответственная задача позиционирования себя в глобальном мире. Очевидно, что экономическое положение Украины и качество ее современной руководящей элиты таковы, что она не может претендовать на роль самостоятельного политического игрока, а изменения внешних угроз заставляют отказываться от принципа нейтралитета даже такие традиционно нейтральные страны, как Австрия и Швеция. Очевидно и то, что Украину в Европейском союзе не ждут даже в отдаленном будущем. У Западной Европы появилось много новых проблем, связанных как с интеграционными процессами, так и с экономическим соперничеством с США. А в современном виде наша страна станет для ЕС крайне обременительной обузой. Поэтому для Украины представляется единственно правильным направлением во внешней политике — максимально эффективное развитие отношений с США с тем, чтобы Америка признала ее своим стратегическим союзником, ведь Украина продолжает оставаться важным геополитическим звеном между Востоком и Западом, а также между Севером и Югом. Для создания стратегического партнерства необходимо значительно усилить привлечение инвестиций со стороны высокотехнологичных американских корпораций, что позволит Украине более эффективно входить в мировое разделение труда. Тогда она может стать важным плацдармом для обеспечения присутствия США в Европе, особенно с учетом того, что Турция и Польша явно не оправдывают надежд, возлагаемых на них Штатами. Однако эффективное сотрудничество с США возможно только в случае проведения решительных экономических преобразований, что, в свою очередь, требует качественного обновления элиты.
Вторым условием повышения роли Украины в мире является кардинальное изменение отношений с Россией. Сотрудничество с Россией должно перейти на качественно новый уровень по следующим причинам.
Во-первых, в экономическом плане Украина и Россия оказались государствами париями, которые развитые страны используют в качестве поставщиков сырья и дешевой рабсилы. У нас сохранились кооперационные производственные связи и общие технологии, а некоторые из них достаточно конкурентоспособны. Однако для развития высоких технологий необходимы большие ресурсы и обширный рынок сбыта. Только сообща Украина и Россия способны значительно ускорить темпы разработки, улучшить качество, расширить ассортименты и довести до массового производства высокотехнологическую продукцию и продукцию двойного назначения.
Во-вторых, западноевропейские корпорации не заинтересованы в появлении новых мощных конкурентов. Особенно наглядным примером является история с самолетом "Ан‑7х" и ракетоносителем "Вега", от которых, несмотря на экономическую выгоду, Европа отказалась. В условиях жесточайшей конкуренции между авиастроительными корпорациями ЕС и США появление нового перспективного производителя совершенно противоречит интересам западных стран. Такая же ситуация будет наблюдаться по любой другой высокорентабельной продукции.
И третье. Именно Украина и Россия должны были уже давно создать ряд мощных совместных транснациональных компаний (ТНК), которые могли бы на равных конкурировать на мировых рынках с другими ТНК. Свои позиции следует укреплять на еще недостаточно освоенных рынках Азии и Латинской Америки.
Конечно, справедливы опасения правых партий, что нынешняя украинская правящая элита советской формации кооперацию с Россией будет строить на принципах СССР‑2. До сих пор взаимоотношения Украины и России состояли из сплошной цепи ошибок. Так называемая "независимая" политика Украины заключалась в бездумном выполнении требований то США, то Западной Европы, то России. Такая политика получила название многовекторной, но из геометрии известно, что многовекторность в сумме дает 0, то есть пребывание страны на периферии.
Сейчас в мире формируется новая архитектура взаимной безопасности. Украина должна максимально быстро подключиться к этому процессу со своими идеями, концепциями, предложениями. Если для экономического развития Украине необходимо выходить на качественно новый уровень отношений с Россией, то в политической сфере ей нужно развивать ось Киев-Вашингтон, особенно в виду упрочения отношений по оси Брюссель-Москва. В этой изменившейся конфигурации для Украины открывается масса возможностей, но для их использования необходимо решительное обновление украинской правящей элиты. Новая генерация политиков Украины должна отвечать современным требованиям глобального мира, владеть современным политическим языком и ясно представлять геополитические интересы ключевых стран и региональных политических союзов. Только тогда Украина сможет занять достойное место в системе мировой безопасности и только тогда с ней будут считаться другие страны.
Газета «Новая Генерация», № 7 от 21.02.2002 г.
Комментарии
Добавить комментарий